Скриншот из игры Overgrowth независимой студии Wolfire Games. Игра посвящена приключениям и
боям антропоморфных животных. Игра вышла в ранний доступ в декабре 2013
и до сих пор не издана, несмотря на множество положительных отзывов
Ранний доступ к еще недоделанной игре - новая беда игровой индустрии. Разработчики обещают, что вот-вот, обязательно всё «допилят», но эти ожидания не всегда оправдываются.
live13 не понимает, «зачем портить себе первое впечатление» демоверсиями?
Новое негативное явление в игровой индустрии назревало последние несколько лет. И вот сейчас рядовые ранее случаи начинают приобретать массовый характер. Как же мы до такого дошли и о чем я говорю?
Сервис цифрового распространения компьютерных игр и программ «Steam»
Примерно в одно и то же время на слуху появились Kikstarter и термин Early Access. Некоторые игры пробрались с такой пропиской в Steam, другие обитают на сайтах разработчиков. Сначала оказалочь что это просто очередной этап эволюции игровой индустрии. Ведь раньше без интернета было как? Превью в журнале, еще превью, ролик с выставки, ревью в журнале и демоверсия, релиз. Сейчас все в сети, а игровые журналы на бумаге практически вымерли. Даже посредников зачастую не нужно. Не читай про игру. Скачивай и играй в альфу, а можешь сразу игру и купить - дешевле будет чем когда доделают до полной версии. Казалось бы все хорошо. Оказалось нет. Не хочется акцентирвоать внимание на всяких мошенниках, котрые просто выманивают у людей деньги. Такие есть везде и в игровой индустрии их еще не так много. Больше всего конечно в крупных издательствах, потому что там руководят не люди из игровой индустрии, а бывшие продавцы мыла и женских гигиенических тампонов, для которых обман - деловое кредо. Не буду развивать идею.
Вернемся лучше к играм. Не знаю кому как, а я примерно с начала 2000-х в демоверсии играть перестал. Если игра обещает быть большой и хорошей, играть в демоверсию - только портить себе удовольствие. А я ведь не журналист. От меня это по работе не требуется. Так зачем портить себе первое впечатление. К тому же зачастую демоверсии были просто началом игры. А зачем играть в первые полчаса-час игры дважды? Но ладно демоверсия. Зачем играть даже не в бету, а в альфу где практически нет контента и еще ничего толком не работает? Это может быть интеерсно самому разработчику, его близким друзьям- разработчикам, но не посторонним людям. Не понимаю. Вместо того чтобы играть в ранние недоделанные версии я просто стал брать для себя игры на заметку. Ведь если идея отличная, работа идет, появляется все новый и новый контент и элементы механики, то все замечательно, разве нет? Нужно просто подождать. Пусть не несколько месяцев, как зачастую оптимистично обещают на старте разработки, пусть год два. Но зато потом можно спокойно насладиться полноценной игрой с номером версии не меньше чем 1.0. Увы. Я ошибался. Глубоко ошибался.
Градостроительная игра с менеджментом и элементами RPG - Towns
Все чаще и чаще получается так что до версии 1.0 так и не доходит. Я просто не дожидаюсь заинтересовавших меня игр. Они умирают не дожив до релиза. Особенно странно происходит, когда за них еще и платили деньги. Конечно нужны примеры. Пожалуйста. Каюсь я плохо подготовился к написанию этого поста, поэтому надеюсь на ваши подсказки. Но вот несколько игр, которые я точно ждал. Rust и DayZ. Я так и не поиграл в них, хотя запускал. Смысл? Еще я много раз писал что очень жду подобия Dwarf Fortress, то с графикой. Towns - заброшена. Banisherd... не оправдала надежд. Свежая потеря - Spacebase DF-9. В начале годя я ее скачивал. Уже можно было во что-то играть. И вот недавно разработчики заявляют что не будут добавлять новый функционал. Что?!!! Там ведь еще ничего нет! Если хочется игру про космическую станцию - есть отличная старая добрая Startopia. Spacebase DF-9 еще даже наполовину по своим возможностям к ней не добралась. Так зачем было огород городить? Можно было просто ничего не делать.
В Spacebase DF-9 игроку предстоит построить свою собственную космическую базу
Разработчиков я понять конечно могу. Не просто начать, а закончить игру - это сложно. Очень сложно. Иногда понимание того что доделать так как хотелось изначально не получится приходит только в середине работы. Особенно есть первоначальные планы были грандиозными. Если проект был чисто любительским и на одном энтузиазме - это простительно. Каждый имеет право на стремление к своей мечте. И почему бы не делиться результатом с другими. Ранний доступ - штука гораздо более неоднозначная. Для чего за такую раннюю игру платят деньги? Наверное по двум причинам. Потому что верят что игра дойдет до релиза со всеми заявленными фичами и потому что на старте она будет стоить скажем $10, а не $20-60. Хорошее ведь вложение. Но что если вместо релиза случается пшик? Получается обман и развод на деньги. Я честно говоря не против такой модели. Просто нужно быть честными. Брать деньги за ранний доступ - это не только материальная, но и моральная ответственность. Обещал и не выполнил. Гораздо честнее выглядит предложение просто донатить. Если вам нравится то чем занимается разработчик или коллектив авторов - вы можете их поддержать. А уж получится у них дойти до конца или нет - этого увы никто предсказать не может. Только нужно признаться в этом сразу и не ставить невыполнимых обещаний. Собственно по такой схеме работает Dwarf Fortress. Разработчики не обещают ничего кроме того что предполагают что будут заниматься своей игрой ближайшие лет 10 и наверняка за это время ее значительно улучшат и расширят. Не ради денег, не ради обещаний, а потому что им нравится этим заниматься. Это правильный подход, который я целиком и полностью одобряю и поддерживаю.
Жутковатые баги в игре Assassin’s creed: Unity
К сожалению стоящая перед нами проблема настолько глобальна, что нежданно негаданно уже вылезла за рамки мелких инди-проектов. Теперь и большие проекты стали вдруг Early Access. Вспомните Watch dogs, новый Assassin’s creed unity или старый S. T. A. L. K. E. R. Игры выходят глубоко недоделанными только потому что подошла назначенная дата релиза. Некоторые дурачки, в том числе и из числа журналистов начинают талдычить умное слово «оптимизация» или «что им стоило отложить релиз на недельку и отдать игру тестерам». А вот и нет! Если проблемы в игре глобальные, никакая неделька и day 0 патч игре не помогут. Чтобы доделать игру как нужно конечно нужна неделька, потом еще одна. А так как за недельку можно залатать дыры только ляп тяп, если вообще возможно, то потом нужно потратить еще месяцы чтобы сделать как нужно. А в случае крупных игр, где одних программистов на проекте задействовано под сотню, может и год понадобится. Помните первый Ведьмак? Игра вышла, а доделана была и появилась в том виде, в котором должна была через полгода, если не позже. Так что не нужно себя обманывать. Тот же Assassin’s creed unity - это обычный Early Access, по сути бета. Только раньше этим занимались пираты, когда продавали на трех дисках бета версию Unreal Tournament 2003, а теперь те же Ubisoft не стесняясь делают то же самое и не моргнув глазом просят полную цену.
Обложка «пиратки» с игрой Unreal Tournament 2003
А как вы относитесь к Early Access?