Коллаж из изображений монеты номиналом в 1 рубль с новым символом валюты
16 декабря этого года - случился «чёрный вторник»: произошло обвальное падение национальной валюты по отношению к доллару США и евро. Миллиардер
md-prokhorov, профессор экономики и международных отношений Принстонского университета
Олег Ицхоки, экономист
zhu-s, профессор и проректор ВШЭ
ksonin и доктор экономических наук, академик РАН
aaganbegyan - рассказывают о причинах резкого падения рубля.
Природа российской экономики
Профессор Принстонского университета Олег Ицхоки уверен: «непосредственная причина валютного кризиса в России - это падение цены на нефть»
Рубль - это одна из немногих предсказуемых валют в мире, называемых «commodity currencies», т. е. валюты стран-экспортеров природных ресурсов. Поведение этих валют напрямую зависит от цен на природные ресурсы: когда цены падают, спрос на эти валюты падает, а соответственно и их курс. Подробнее про commodity currencies и как они отличаются от других валют можно почитать тут. К таким валютам относятся канадский доллар, австралийский доллар, южноафриканский ранд и т. д. Все эти валюты подешевели за последние полгода относительно доллара где-то на 15-20%. Для таких экономик подобная девальвация - это здоровая реакция на снижение цены их основного экспорта; она позволяет снизить реальные заработные платы и избежать значительного снижения производства и роста безработицы (конечно, за счет снижение покупательной способности страны).
Читать далее
Доктор экономических наук и академик РАН aaganbegyan выявил целый комплекс причин, которые тянут экономику страны вниз: низкие инвестиции, отток капитала, устаревшие основные фонды и отсталая структура производства:
Кажется, наши руководители не до конца осознают глубокие фундаментальные причины, которые привели к затуханию темпов развития экономики. Они, возможно, связывают эту стагнацию с отдельно возникшими проблемами, которые можно преодолеть.
Кроме того, темп в 2-3% - так, наверное, думают наверху - можно поддерживать и при существующей социально-экономической политике без внедрения принципиально новых мер и без реформирования экономики. Такой темп роста - даже немного выше, чем у отдельных развитых стран, он близок к мировому ежегодному тренду в 3% в год. Да, раньше мы развивались быстрее, потому что у нас экономический уровень был ниже, а сейчас мы поднялись, поэтому на каждый шаг вперед нужно затрачивать больше усилий, чем раньше. И ничего страшного в этом нет: и при этих темпах мы шаг за шагом сможем решать наши проблемы, и, как вы видите, их решаем.
Читать далее про возможные варианты спасения экономики
Проректор Высшей школы экономики ksonin выделил 8 трендов российской экономики в этом году:
(1) Стагнация последнего года, к которой мы шли давно - с весны 2012 темпы роста снижались каждый квартал - связана с долгосрочными проблемами (архаичный госсектор, коррупция, усиливающееся вмешательство «силовиков»). На «долгосрочность» указывают, среди прочего, низкая безработица и высокий уровень загруженности мощностей.
(2) Кстати, о темпах роста. Если взять средние темпы роста за последние пять лет (из таблицы ВБ) : −7,8 (2009) + 4,5 (2010) + 4,3 (2011) + 3,4 (2012) + 1,3 (2013) = 5,6. То есть среднегодовые темпы роста чуть больше 1% в год - в точности показатели «брежневского» застоя (при том, что мир рос около 2% в год). 2014 год даст, если хорошо, 0,5%, то есть среднегодовые показатели за 6 лет будут около 1% в год. Конечно, «брежневский» застой получался при рекордно низкой волатильности темпов роста, но и вообще у советской экономики после 1950-х была очень низкая волатильность темпов роста (пока она не сменилась катастрофическим спадом в 1990-м году). А «нормальный» застой в развивающейся стране в точности так и выглядит - то резкий спад, то так себе рост. С точки зрения будущих экономических историков, у нас уже шесть лет застой. (Не, ну кто бы мог подумать?)
(3) ЦБ банк, глядя на те же показатели, что и я, считает точно так же. Именно поэтому он проводит такую жёсткую денежную политику (в ноябре ключевая ставка поднята до 9,5%). Если денежной политикой помочь нельзя (в таких условиях смягчать денежную политику элементарно - можно просто снизить ключевую ставку), хотя бы нужно снизить инфляцию. Снизить инфляцию пока не удаётся - из-за «контрсанкций» и девальвации, но, конечно, у стагнации (и ожидающегося спада) дефляционный эффект, так что если жёсткая денежная политика продолжится, то инфляция в 2015 году упадёт.
Читать далее про денежную политику ЦБ, межбанковские ставки, финансовые санкции
Взаимные санкции и импортозамещение
Бизнесмен, член партии «Гражданская платформа» v-fedotov ещё летом объяснял основные законы рынка, из которых понятно, какой ущерб принесут санкции населению страны:
1) Главная мотивация любого бизнеса - прибыль и выгода. Если дистрибьютеры и торговые сети предпочитают импортные продукты отечественным, это происходит не из-за того, что они не любят Родину, и не из-за существования какого бы то ни было «антироссийского заговора». Но лишь потому, что импортные макароны (к примеру) выигрывают у отечественных по соотношению «цена-качество». Т. е. за одну ту же сумму в первом случае можно приобрести больше макарон, нежели во втором, при этом они не уступают по вкусу российским аналогам, или даже, наоборот, превосходят их. Соответственно, любое ограничение конкуренции автоматически приводит к росту цен и/или падению качества. Это практически неизбежно.
2) Вследствие исчезновения тех или иных видов продуктов в одной линейке повышаются цены на другие продукты в этой линейке. Если люди, ранее покупавшие пармезан, отныне лишены этой возможности, им придется переключаться на костромской и пошехонский сыры. А поскольку спрос определяет предложение, костромской и пошехонский сыры из-за этого дорожают. Поэтому рассуждения в стиле «я хамон с пармезаном не ем, поэтому меня эти санкции не затронут», наивны. Затронет всех, в экономике всегда всё связано.
3) Искусственное ограничение цен на определенные виды товаров приводит к исчезновению этих товаров из свободной продажи. Если спрос выше, чем предложение, обладатель товара может либо повышать цены, либо - если это запрещено - выбирать покупателей по своему вкусу. Как правило, с помощью внеэкономических показателей (помните советскую традицию продажи дефицитных товаров «из-под прилавка», «по блату»?)
Читать далее про сельское хозяйство - один из наиболее консервативных секторов экономики
Постоянный автор медиахолдинга «Эксперт» zhu_s пишет о ежемесячных изменениях основных экономических показателей: осенью, в первые за несколько лет, наибольший вклад в прирост ВВП дала обрабатывающая промышленность, опередив финансовый сектор. «Промышленное производство остается на восходящем тренде…»
В тоже время ряд драйверов роста в промышленности остается неизменным. Помимо уже упомянутого замещения импорта пищи, стойко держится рост выпуска труб (+24.6% в г. с. в ноябре); под влиянием этого фактора, а также гособоронзаказа ширится производство проката (+6,6%), стали (+5.8%) и чугуна (+1.2%). Хотя рост промышленного выпуска, вызванный бумом в жилищном строительстве и замещением импортной пищи, по-видимому, уже выдохся или выдыхается, военные расходы и строительство газопроводов как минимум помогут удержать производство от сильного сжатия в следующие несколько месяцев, в условиях грядущих сокращений потребления и частных инвестиций. Правда, структурно российская промышленность при этом продолжит приобретать вид советской накануне ее кончины.
Читать полностью в блоге автора
Экономика и «нефтяная игла»
Мы уже писали, почему курс рубля напрямую зависит от цены на нефть. Падение цен может быть либо цикличным, либо долгосрочным. Олег Ицхоки считает, что нынешнее снижение цены на нефть - долгосрочное:
В отличие от 2008 года, сейчас выглядит так, что падение цены на нефть не циклическое, а долгосрочное (судя по предыдущим циклам цен на нефть, этот период может составлять 10-20 лет). Факторы падения цены на нефть:
1. Развитие новых технологий добычи, энерго-сбережения и альтернативных источников энергии в последние 10 лет сверх-высоких цен на нефть;
2. Ожидаемое падение спроса в Китае из-за снижения темпов роста;
3. Решение основных членов ОПЕК вместо поддержания цены поддерживать долю рынка (которая падала последние несколько лет из-за входа новых игроков);
4. Решение США начать экспорт нефти. Вероятно, это решение частично политическое, связанное с накопленным раздражением от того, что за последние 10 лет сверх-высоких цен на нефть расцвели петрократии, считающие себя великими геополитическими игроками в отсутствии каких-либо фундаментальных оснований.
Только последние из этих двух факторов действительно были новостями последних шести месяцев. Интересное обсуждение по этому поводу вчера было у Альбац на Эхе.
Что это означает для России? Россия за несколько месяцев стала, условно, на 30% беднее. Считайте, что вместо 23 тыс долларов на душу населения по паритету будет, может быть, 16 - это аналогично падению с уровня бедной страны в Западной Европе до страны в Латинской Америке. В целом это означает, что жить как прежде для страны больше не по средствам, стране нужно будет меньше потреблять и больше работать. Это нормальная реакция на снижение дохода от природной ренты. Всем придется затянуть пояса, и, конечно, ничего хорошего в этом нет, но и не смертельно. Поскольку изменение цены на нефть, вероятно, долгосрочное, в этих условиях резервные и стабилизационные фонды значительно помочь не смогут, но могут быть использованы для смягчения перехода к новому режиму.
Читать полностью в блоге автора
Что делать Центральному Банку РФ?
Бизнесмен md_prokhorov предлагает ЦБ РФ - целую систему мер:
События последних двух дней имеют исключительно технологическое объяснение. Два незначительных сбоя - логический (отключение брокеров) и технический (зависла система заявок на покупку рубля) - в условиях напряжения рынка привели к глобальным психологическим проблемам и неадекватным реакциям рынка. Фактически утрачено доверие к финансовой системе. Что нужно сделать, чтобы выйти из этой ситуации?
<…>
1. Открытый диалог ЦБ с финансовым рынком.
2. Гарантия ЦБ по прямому доступу к валюте участникам рынка, которым предстоят выплаты в ближайшее время по синдикациям и облигациям.
3. Восстановление межбанковских линий по операциям валютный СВОП и обеспеченное РЕПО.
4. Удержание курса рубля на этом уровне - придется тратить резервы.
5. Срочная помощь банкам:
- рекапитализация банковской системы с участием государства - 1 рубль государство - 1 рубль акционеры. Разрешить внесение валюты в капиталы банков
- возвратить практику беззалоговых аукционов и ограничить валютную позицию банков в рамках существующих валютных обязательств.
Читать далее в блоге автора
Профессор Принстонского университета Олег Ицхоки размышляет: что будет использовать Центральный Банк для покрытия дефицита государственных компаний?
Что случилось на этой неделе? Вероятно, девальвация была вызвана действиями ЦБ-Роснефти - это мощный сигнал для участников рынка, что, во-первых, ЦБ будут использовать для монетизации долга государственных компаний (причем, пытаясь манипулировать рынком), а, во-вторых, что дела у государственных компаний хуже, чем это казалось. Вот, послушайте Гуриева на «Дожде»: видимо, рынок совсем потерял какое-либо доверие.
Что будет дальше? На мой взгляд, ЦБ уже не сможет развернуть девальвацию вспять жесткой монетарной политикой (повышением ставок и снижением денежной базы), поскольку ожидания раскручены. Будем полагать, что ЦБ не допустит гиперинфляции (иначе это совсем другая история). На мой взгляд, уже не так важен итоговый размер девальвации - в 2, 3, 4 или 10 раз (ну если, конечно, сбережения либо небольшие, либо не в рублях - рубль уже утратил функцию средства сбережения) - в любом случае она будет большая. Будет инфляция. Размер инфляции будет сравним с размером девальвации, но, скорее всего, чуть меньше (может быть, половина размера девальвации, если не будет гиперинфляции), и с небольшой задержкой. Как это обычно происходит можно почитать тут. Для России это практически неизбежно из-за высокой доли импорта в потреблении, особенно в некоторых необходимых категориях. Я думаю, значительная инфляция начнется в январе 2015. Имеет смысл сейчас покупать товары долгосрочного пользования, особенно импортные, если вы их все равно планировали купить, и пока цены на них еще не слишком выросли.
Читать далее в блоге автора про плюсы такой экономической ситуации
ksonin отмечает, что правительство совсем не слушает экономистов:
Правительство вообще поражает. В чём смысл того, что в экономическом блоке собраны адекватные люди, если они и на экономическую политику никак не влияют и выйти на экран не могут? Сейчас замена премьера и вице-премьеров на кого-то была бы хорошим делом просто потому, что показала бы, что руководство страны на что-то обращает внимания, а на кого - судя по всему, неважно.
Дубинин с Алексашенко (ЦБ-98) тоже выглядели летом более адекватно. Сегодняшний ЦБ проводил, до последней недели - пока его независимость, по существу, не отменили ради рефинансирования «Роснефти» - разумную политику (как и подтвердило развитие событий), но коммуникации - необходимая часть работы любого современного ЦБ - были полностью провалены. Конечно, ЦБ остался «один дома» (при том, что роль ЦБ сродни роли коробки передач в машине - сколько не дёргай за ручку, машина сама не поедет) и всё же выдавать реальный прогноз за «стрессовый» - при том, что цена на нефть в прогнозе - сегодняшняя и повторять глупости про «импортозамещение» - это хуже ожидаемого.
Читать далее про первый признак возвращения правительства в нормальный режим работы и возможное ограничение операций в иностранной валюте
Кандидат физико-математических наук zttt уверен: «то, что сейчас происходит в России - это наоборот выздоровление экономики»
Да, это больно, неприятно, но выздоровление еще никогда не было приятным. Россия с 2005 года была больна голландской болезнью. Т. е. из-за высоких цен на нефть в Россию шли нефтяные сверхдоходы, которые на деле не были обеспечены реальным производством, а только отражали дефицит этого ресурса в мире. <…> В 2005 году нефть стала расти, а темпы роста промышленности стали падать по сравнению с темпами роста ВВП. И это на фоне того гигантского роста, который был вызван девальвацией рубля после дефолта 1998 года.
Надо просто признать, что дорогая нефть - это безусловное зло для России. Те халявные нефтедоллары, что сыпались все это время на Россию из-за дефицита энергоносителей, лишь убивали внутреннее производство, наводняя наш рынок дешевым импортом. За последние несколько лет дорогой нефти, темпы роста ВВП в России оставались неприлично низкими. И это понятно. При инфляции 6-10% курс доллара несколько лет держался на уровне около 30 рублей, падая порой до 24. А это говорит об эффективном укреплении рубля. Крепкий рубль душит внутреннего производителя. А производители - это те, кто дает деньги всей российской экономике. И даже если вы - офисный работник, все ваши клиенты, дающие вам работу и доходы, являются внутренним производителем прямо или косвенно. Каждый из нас без исключений зависит от этого самого внутреннего производителя как напрямую, так и через пенсии, дороги, школы и ВУЗы. И именно дорогая нефть производителя душила.
Читать полностью про возможности и источники роста