Как самостоятельно измерить глубину станции? И другие интересные наблюдения о московской подземке

Dec 02, 2014 13:00


Поезд-галерея «Акварель» с репродукциями картин на стенах курсирует по Арбатско-Покровской
линии метро с 1 июня 2007 года. Экспозиция внутри периодически меняется
Фотография: Punxutawneyphil (2009)
Как самостоятельно измерить глубину станции метро? Где в Москве станция «Крымская»? Почему первые посетители метрополитена пугались «движущейся лестницы»? Наблюдательный alexeygoncharov раскрывает интересные факты о московской подземке.
alexeygoncharov :


С определённого ракурса название станции метро «Крылатское» над входом в подземный переход выглядит как «Крымское». Очень актуальное прочтение.

Читать далее в блоге автора


alexeygoncharov :


Большое зеркало на станциях метрополитена устанавливают на платформе возле первого вагона. В него машинист смотрит вдоль состава перед отправлением со станции. На многих станциях за последние несколько лет к зеркалу добавился экран, транслирующий картинку с видеокамеры, расположенной на платформе у последнего вагона. Он также предназначен для контроля машинистом закрытия дверей перед отправлением.

Но есть в московском метрополитене станция, где зеркало и экран установлены дважды - и в начале состава и в конце.



Такое ненужное на первый взгляд зеркало у последнего вагона установлено на станции «Баррикадная» на пути в сторону «от центра». Объясняется всё просто. Сделано это специально для первых утренних поездов. Прибывая на путь «из центра» после ночного отстоя в тоннеле, они отправляются «в центр», то есть, в обратную сторону.

Читать далее в блоге автора


alexeygoncharov :


На станции московского метрополитена «Царицыно» буквы И, Н и О на путевой стене выделяются от остальных своим желтоватым цветом. И вот почему.

До 1990 года станция носила название «Ленино» по тогдашнему названию жилого района. После переименования станции в «Царицыно», в целях экономии, были использованы три буквы из старого названия: И, Н и О. Буквы Ц, А, Р и Ы пришлось изготовлять новые.



Из-за смены названия станция, кстати, имеет наибольшие противоречия между своим царским названием и революционным оформлением:



Читать далее в блоге автора


alexeygoncharov :


В далёком 1935 году, когда метро впервые в нашей стране распахнуло свои двери для пассажиров, такая ныне совершенно обыденная штука как эскалатор, была ещё в диковинку. И, чтобы морально подготовить пассажиров к использованию чудо-механизма, перед ним вывесили таблички: «Внимание! Движущаяся лестница».

Вот, например, табличка на станции «Чистые пруды»:



А эти две фотографии - со станции «Красные Ворота»:





Так место с последней фотографии выглядит сейчас:



Эпизод про предупреждающую табличку и особенности работы эскалатора можно прочитать в рассказе «Антон и Антоновка» детского писателя Якова Тайца, вышедшем в 1936 году, через год после открытия метрополитена в Москве. Приведу здесь этот отрывок полностью, с иллюстрацией Исая Брасловского:

Стоял невыносимо жаркий июльский день. В поисках тени я спустился в метро. Там было очень хорошо. Мраморный вестибюль был полон прохлады.Я подошёл к кассе. Впереди меня брали билеты пионер и пионерка - оба светловолосые, загорелые, с короткими весёлыми носами. На ней было белое платье и тапочки на босу ногу, а на нём - ковбойка и трусы, а на ногах ничего, кроме загара и пыли.
Я зашагал за ними, думая: «Может, они будут говорить что-нибудь такое, что мне потом пригодится для детского рассказа». Но они ничего такого не говорили, а просто, взявшись за руки, весело болтали.
Вот они подошли к эскалатору, нараспев прочитали:ВНИМАНИЕ! ДВИЖУЩАЯСЯ ЛЕСТНИЦА,-и предъявили билетики.
Контролёрша надорвала было билетики, но вдруг спохватилась:- Девочка, проходи. А ты, сынок, останься.- Почему? - спросил мальчик.- Как - почему? - ответила контролёрша. - Ты босой, а мы босых на эскалатор не пускаем.- Но почему же? - удивился мальчик.- Опять почему? Да потому, что ступишь босой пяткой, зацепишься ещё за что-нибудь, а мы потом отвечай!- Тётенька, пустите его! - вступилась девочка. - Ведь это он просто закаляется.- Ну и пускай закаляется, - ответила контролёрша, - только не на эскалаторе. Ребятки, отойдите в сторонку, не мешайте движению!
Ребята отошли в сторонку и стали советоваться, как быть. А я издали, из-за колонны, слежу за ними. Мне интересно: покинет ли пионерка своего товарища в трудную минуту или поплетется вместе с ним по раскалённой, знойной Москве?
И вот вижу: они поговорили, потом она махнула ему рукой и пошла к эскалатору, а он остался. Мне даже обидно стало. «Вот, - думаю, - все они, девчонки, таковы! Чуть какая трудность, они на попятную».
Я поехал за ней.Внизу она подошла к соседнему эскалатору и - раз, раз! - быстро скинула обе тапочки и опустила их на нижнюю ступеньку. И сразу обе тапочки - и левая и правая - поехали вверх.Они ехали очень важно, эти порядком стоптайные тапочки. Они занимали отдельную ступеньку. Пассажиры осторожно обходили их.
Вот обе тапочки подкатили к мальчику. Он их подхватил, стал напяливать на ноги...- Смотри не разорви! -сказала контролёрша.Но лестница уже понесла мальчика к подруге, которая ждала его внизу, пальцами маленьких ног трогая холодные глазированные плитки на полу.
Конечно, ничего в этом особенного нет, но мне просто понравилось, как тапочки сами ехали, точно бог весть какие важные персоны.



Читать далее в блоге автора


alexeygoncharov :


На станции метро «Мякинино» самые большие буквы на путевых стенах во всём московском метро. Их размер - 1 метр в высоту. А вся надпись занимает 7 метров в длину. Повешены буквы тоже на рекордной высоте - 5 метров над уровнем платформы!



Читать далее в блоге автора


alexeygoncharov :
Глубину станции каждый может измерить самостоятельно.

Способ № 1:
Для этого достаточно взять с собой в метро обыкновенный бытовой барометр. Опробуем метод на самом длинном эскалаторе московского метро, для этого отправимся на «Парк Победы».

Давление наверху - 753 мм. рт. ст.



Давление внизу - 759 мм. рт. ст.



Стало быть, пока спускаешься на эскалаторе на станцию, давление возрастает на 6 мм. рт. ст.
Википедия утверждает, что ртуть плотнее воздуха примерно в 11 тысяч раз. Таким образом, 6 миллиметров ртутного столба превращаются в 66 метров воздушного.

Идём снова в Википедию: эскалатор на «Парке Победы» состоит из 740 ступеней и имеет высоту подъёма 63,4 метра. С точностью до 5% всё сходится! Неплохо для комнатного барометра!

Способ № 2:
Барометр, конечно, дома есть не у всех. Зато секундомер в смартфоне/телефоне - почти у каждого. Измеряем время, потраченное на спуск:



- 171 секунда. Первые и последние пара секунд движения эскалатора не измерялись, так как там ступени эскалатора двигаются почти горизонтально.

Скорость движения эскалатора в московском метро может быть 0,72, 0,94 или 1 м/с. Оцениваем на глазок, быстро или медленно ехал эскалатор. Постоянному пользователю метро оценить это будет не так сложно. В данном случае эскалатор двигался медленно. Получаем длину спуска - чуть более 123 метров.

Следующая цифра, которая нам понадобится - это наклон эскалатора. Он равен 30 градусов. А значит, длину эскалатора надо поделить на два. Итог - глубина спуска составила почти 62 метра. Тоже очень близкий результат.

Кому лень считать, тот может просто поделить секунды, проведённые на эскалаторе на три (если он двигался медленно) или на два (если быстро). Не совсем точно, зато просто.

Такая история.

Читать далее в блоге автора


alexeygoncharov :


Для написания названия станции на путевых стенах традиционно используют одинаковые по размеру буквы. Такое написание используется с первых дней существования московского метрополитена и продолжается до сих пор. Но есть в метро две станции, название которых написаны с Большой Буквы.

Почти на всех 194 станциях московского метро первая буква в названии никак не выделяется. Независимо от времени постройки станции или используемого стиля написания.

Первым исключением стала станция метро «Университет» 1959 года постройки. Здесь, видимо, из большого уважения к главному образовательному учреждению страны, первую букву в названии сделали побольше:



Вторым исключением стала станция «Серпуховская», построенная в 1983 году. Но здесь причиной уже послужил стиль оформления станции, посвящённый жизни в древних городах подмосковья. И главным художественным элементом стали надписи с названием станции на путевых стенах. Первые буквы в названии архитекторы решили превратить в буквицы, окружённые тематическими рисунками:



- здесь первая буква стала в целых три раза выше по сравнению с остальными буквами.

Напоследок, стоит отметить и станцию «Библиотека имени Ленина» 1935 года. Здесь, по традиции тех лет, слово «имени» считалось второстепенным, отчего и написано меньшими по размеру буквами:



Читать далее в блоге автора

main, удивительное, childhood, метро, s_метро, Москва, science, s_Москва

Previous post Next post
Up