Тир в московском метро

Sep 16, 2014 19:00


Стена тира расположенного в одном из помещений станции «Смоленской» Московского метро
Фотография alexeygoncharov
Станция Московского метро «Смоленская» много раз перестраивалась, прежде чем приобрести свой нынешний вид. В одном из ненужных метрополитену помещений теперь находится настоящее стрельбище для тренировки полиции. Об истории «Смоленской» рассказывает alexeygoncharov.

Этот подземная галерея была открыта в 1935 году вместе с открытием всего московского метрополитена. По ней пассажиры проходили из наземного вестибюля на платформу станции «Смоленская». Но действовала она недолго - всего несколько лет.

При открытии станции «Смоленская» (ныне это филёвская линия метро), с неё было организовано два выхода. Первый наземный вестибюль располагался рядом с ныне существующим входом в «доме с башенкой». Второй же был построен немного южнее, в середине Садового кольца, тогда ещё представляющего собой бульвар:



- шестиэтажный дом справа стоит и поныне - это дом 54/2 стр.1 по улице Арбат (там, где сейчас «Седьмой континент»):



Этот вестибюль стоял как раз напротив того места, где теперь можно увидеть большую арку.




Вид изнутри

Из вестибюля вёл проход к коридору, параллельному станции. Из него, в свою очередь, можно было попасть на обе лестницы, расположенные на платформе станции:



Как несложно заметить, торцы этого коридора расположены по разные стороны Садового кольца, что в будущем и позволит переделать его в обычный, не связанный с метро, подземный переход.

В 1937-39 годах была проведена реконструкция Садового кольца и бульвар, вместе с южным вестибюлем станции, были ликвидированы. Коридор теперь никуда не вёл и его закрыли. Для входа на станцию остался только один северный вестибюль рядом с «домом с башенкой»:



После войны было решено, что участок от «Александровского сада» до «Киевской» является ненадёжным в стратегическом смысле из-за мелкого заложения (всего 8 метров) и наличия открытого метромоста. Ведь в случае возможного начала войны, вражеские бомбардировки могли отрезать транспортные пути из столицы на запад. Поэтому, параллельно уже существующей линии стали строить линию глубокого заложения. В 1953 году открылась станция «Смоленская» Арбатско-покровской линии, имеющая глубину заложения 50 метров. Станция «Смоленская» мелкого заложения была закрыта, как, собственно, и весь отрезок «Александровский сад»-«Киевская». Оставшийся вестибюль снесли за ненадобностью.

После прихода к власти Хрущёва, началась эпоха экономии, и метро на запад города решили проложить по поверхности. Для этого участок мелкого заложения расконсервировали, образовав новую филёвскую линию. Новый вход на станцию «Смоленская» расположили на первом этаже «дома с башенкой», где он находится и сейчас. Сохранившийся коридор тоже решили использовать - его-то и переделали в обычный подземный переход, построив выходы на поверхность с одной и другой стороны Садового кольца и замуровав проходы на станцию.

Сейчас о его метрополитеновском прошлом можно догадаться по большей, чем у обычных подземных переходов, глубине. А также, заглянув, если повезёт, за закрытую железную дверцу в середине перехода, за которой и скрывается проход к бывшему южному вестибюлю:



Рядом с дверцей заметно, как меняется расстояние между колоннами, ведь именно здесь и примыкал проход (сравните с фотографией 1935 года):



После сноса вестибюля, проход, ведущий к нему, стал не нужен. И его переоборудовали под служебный тир. Посмотрим, как он выглядит сейчас, заглянув за железную дверцу:

Такая вот история.

history, s_метро, метро, main, Москва

Previous post Next post
Up