quod-sciam демонстрирует множество живописных страниц знаменитого часослова последней правительницы независимой Бретани и дважды королевы Франции - Анны Бретонской (1477-1514). Часослов был разрисован французским художником и миниатюристом Жаном Бурдишоном (ок. 1457-1521). Это и календарь, и ботанический атлас, и краткий каталог евангельских сюжетов.
quod_sciam пишет:
Между 1503 и 1508 годом мой любимый мэтр Жан Бурдишон расписал богатый часослов для Анны Бретонской, последней правительницы независимой Бретани и дважды королевы Франции - вот она, кстати, благочестиво преклонила колени.
Часослов на то часослов, чтобы в нём был отражён календарный цикл, куда без этого.
Вот, пожалуйста:
Нет, я не буду приводить все месяцы, покажу, пожалуй, ещё несколько ради пейзажа на заднем плане и всяких деталей.
Разумеется, в часослове должны быть миниатюры, посвящённые Писанию, и здесь они есть.
Рождественские сцены невероятно прекрасны:
Есть здесь и портреты евангелистов.
Однако Часослов Анны Бретонской - это ещё и своего рода ботанический атлас.
В нём больше двухсот изображений различных растений, причём они подписаны на латыни и по-французски, как в настоящем справочнике, а нарисованы в модном тогда стиле обманки, т.е. представляют собой оптическую иллюзию, имитируют трёхмерность. Рамка страницы или вставка с цветами-ягодами, привычная для рукописных книг средневековья, превращается у Бурдишона в самодостаточное произведение, скорее, уже научного толка. К тому же, миниатюры кишат насекомыми, улитками и прочей живностью, выписанной столь же любовно и тщательно.
Иногда это поле вокруг всего текста:
Читать далее в блоге автора
Вторая часть повествования, посвящённого часослову, посвящена по большей части живописным сюжетам:
Для начала пара евангельских сюжетов, они у Бурдишона совершенно живописны - сказывается то, что это уже начало XVI века, вон она, итальянская живопись, со всеми перспективами и светотенями.
В прошлой подборке восхищались ослом на рождественской сцене - ну, вот, помимо прочего, ещё один, из Бегства в Египет.
Изумительные синие пейзажи дальнего плана, видные сквозь вполне ренессансные окна, чем не Мона Лиза?.. вообще, синие мэтра Жана - отдельный разговор, такой глубокой, не-бытовой, синевы одеяния Богоматери были на средневековых изображениях, но здесь, при сохранении цвета, появляется принципиально иная лепка складок, игра в объём, и вышивка по краю делается затейливо-орнаментальна, привет маньеризму.
Чем не жанровая сцена: святая Анна учит Марию читать.
И ещё одна ночная сцена, которой Часослов закрывается, после только гербы. Посмотрите, как по-другому у Бурдишона начинает играть традиционное золото книжной миниатюры: им было принято сплошь заливать фон или детали, а мэтр Жан им штрихует, акцентирует - и получается вот это тревожное мерцание, неправдоподобное и магическое вместе. Да, и, конечно, подробности мизансцены, в этом весь мастер: как Христос положил руку на голову раненого Малха, за это всё отдать.
Есть в Часослове и отдельные страницы со святыми. Покажу несколько, там дивное.
Любимый мой святой Мартин.
Святой Губерт с оленем, как положено. Оленя так и хочется погладить, собаки и не такое в жизни видали, а доезжачий на заднем плане, судя по всему, делится впечатлениями с лошадями - во всяком случае, лица у лошадей понимающие.
По понятными причинам, святая Екатерина, с интересом взирающая на орудия своей пытки и убийства. Ткань юбки, однако, затмевает всё.
Читать далее в блоге автора