Что рассказывал Прокудин-Горский Королевскому фотографическому обществу в 1922 году

Aug 02, 2014 20:00


Для создания «Коллекции достопримечательностей Российской империи» Прокудину-Горскому понадобилось 13 лет
В книгу вошло около 3500 цветных фотографий, в том числе, этот цветной авто-портрет, снятый в Грузии в 1912 году
Источник: wikimedia.org
В Живом Журнале есть блог oldcolor, посвящённый деятельности Сергея Прокудина-Горского (1863-1944), пионера цветной фотографии в России. Этот блог опубликовал текст выступления Прокудина-Горского перед британским Королевским фотографическим обществом в 1922 году, где он говорит о развитии кинематографа и конкуренции между цветной фотографией и черно-белой.
oldcolor пишет:
Ещё один документ, недавно полученный из Библиотеки Конгресса - Доклад Прокудина-Горского Королевскому фотографическому обществу (Лондон, 1922).
Совсем коротенький документ. Если кто-то сделает перевод на русский язык, буду крайне признателен и добавлю в этот пост.

К сожалению, связи Прокудина-Горского с Королевским фотографическим обществом остаются практически не исследованными. Мы обращались несколько раз к нынешним хранителям архивов КФО с просьбой провести небольшое исследование, в т. ч. с открывшейся в июне прокудинской выставкой в Лондоне, но, увы, безрезультатно.
Обсудить в блоге автора
oldcolor публикует два варианта перевода речи:
Огромное спасибо nervulus за русский перевод опубликованного вчера в нашем блоге доклада Прокудина-Горского Королевскому фотографическому обществу (Лондон, 1922).
Свой вариант перевода также прислал khodakovsky (добавлен в пост вслед за первым вариантом).

Текст доклада:

«Господа,

После долгих лет тяжелой и упорной работы я с радостью могу сообщить о моей глубокой уверенности в том что она приближается к концу и проблема кинематографии в натуральных цветах теперь базируется на прочном основании. Наиболее сложным вопросом при решении этой проблемы было связующее звено между ее научным и практическим - или коммерческим - аспектами. Отсутствие такой связи делало неэффективным любое усилие, даже и предпринятое в правильном направлении.

Начиная научные исследования в этом сложном направлении много лет тому назад, я поставил перед собой следующие основные условия, не выполнив которые, я лишил бы свою работу - хотя и интересную саму по себе - всякого смысла. Будущая кинопленка должна быть:
1) дешевой; т. е. как можно менее превосходить ценой черно-белую кинопленку;
2) отличающейся от обычной кинопленки только в том, что касается передачи цвета;
3) настолько прозрачной чтобы свет обычного кинематографического источника проходил через нее;
4) пригодной для производства в больших количествах;
5) стойкой в отношении цвета; т. е. не выцветать со временем.

Как вы можете заметить, невыполнение хотя бы одного из этих условий, которые я полагаю фундаментальными, было бы равноценно полной неудаче.

До начала моих экспериментов с кинопленкой, я уже имел богатый опыт работы с цветом и сделал много тысяч фотографических снимков, однако для работы с кинопленкой я нашел необходимым радикально отойти от принципов на которых базируется производство обычных цветных фотографий. Таким образом, более чем двадцатилетний опыт сослужил мне лишь ограниченную службу; однако с другой стороны мне очень повезло с выбором помощников, и с их помощью мне удалось довести работу до успешного завершения.

В стране, где я приступил к реализации моих планов два года назад, я встретил самое радушное содействие как технического, так и материального свойства, и теперь я хотел бы выразить мои искренние благодарности своим английским друзьям за их сердечное сотрудничество. Благодаря их помощи, весь мир сможет не только восхищаться прекрасными картинами в натуральных цветах, но и использовать их для образовательных целей, что и было моим главным намерением когда я начинал свою работу.

Что касается опасности конкуренции между пленкой в натуральных цветах и черно-белой, я глубоко убежден - по многим причинам - что такие опасения совершенно необоснованны. Процесс производства пленки в натуральных цветах настолько прост и находится в пределах возможностей любой хорошо организованной фирмы, что по моему убеждению вопрос о какой бы то ни было конкуренции не встанет, а взаимное содействие позволит в сравнительно короткое время производить кинопленку в натуральных цветах в больших количествах. Имеющиеся в распоряжении таких фирм фабрики и опыт являются достаточной гарантией успеха и мне представляется, что тот, кто возьмет на себя труд создать эту новую и интересную коммерческую отрасль должен будет в первую очередь обратиться за содействием к ним.

Господа, спасибо за внимание.

(подпись) С. М. Прокудин-Горский».

Вариант перевода от khodakovsky:

«Господа,

После долгих лет сложной и настойчивой работы я рад заявить, что могу с уверенностью считать, что работа близка к завершению, и проблема кинема-фотографии в естественных цветах поставлена на научную основу. Самый сложный вопрос в решении этой проблемы заключался во взаимосвязи между её научным и практическим, или коммерческим, аспектами. Отсутствие такой связи делало неэффективными любые усилия, насколько бы хорошими они ни были.

Много лет назад в начале научной разработки этой сложной проблемы я поставил для себя следующие базовые условия, без исполнения которых, моя работа - какой бы привлекательной она ни была сама по себе - окажется совершенно бесполезной. Будущая плёнка должна быть:

1) дешёвой: то есть насколько возможно менее дорогой, чем чёрно-белая;
2) отличной от обычной плёнки только цветностью;
3) настолько прозрачной, чтобы обычный источник кинематографического света мог проходить через неё;
4) подходящей для производства в больших объёмах;
5) долговечной в сохранении цвета: то есть не подверженной выцветанию.

Вы можете сразу убедиться, что при установке таких условий в качестве основных невозможность выполнения одного из них будет равнозначна общей неудаче.

До начала моих экспериментов с плёнкой у меня был большой опыт работы с цветом и я сделал тысячи фотографических снимков с натуры, но для работы с плёнкой я счёл необходимым принципиально пересмотреть те основы, на которых зиждилось обычное получение цветного изображения. Поэтому двадцать лет моего опыта оказались здесь малополезны; но, с другой стороны, мне очень повезло с выбором помощников, и с их помощью я смог довести мою работу до успешного завершения.

В стране, где два года назад я на деле принялся воплощать задуманное, я встретил наиболее ревностных помощников как в техническом, так и материальном отношениях, и теперь хочу выразить самую искреннюю признательность моим английским друзьям, за их сердечное сотрудничество. Благодаря их помощи не только весь мир сможет любоваться красивыми картинами в естественных цветах, но и использовать их для образовательных целей - последнее было моей главной задачей с самого начала работы.

Что касается опасений конкуренции чёрно-белой плёнки с цветной, я глубоко убеждён, и по многим причинам, что они полностью безосновательны. Процесс производства цветной плёнки так прост и так выгоден, будучи доступен для любой хорошо оборудованной фирмы по производству плёнки, что я полагаю, проблема конкурентоспособности будет исключена, и что взаимопомощь сделает возможным в относительно короткое время наладить массовое производство цветной плёнки. Их существующее производство и опыт являются достаточной гарантией успеха, и, мне кажется, желающие взяться за это сейчас и заинтересованные в торговом отделении должны в первую очередь обратиться к ним за помощью.

Спасибо вам, господа, за проявленное терпение и внимание.

(Подписано) С. М. Прокудин-Горский

Мой доклад "Королевскому фотографическому обществу" в Лондоне в 1922 году».

P. S. Остаётся добавить только, что 1922 год стал последним в истории усилий С. М. Прокудина-Горского по созданию цветного кинематографа. Он успешно демонстрировал свои экспериментальные цветные фильмы и открыл в Ницце фабрику по их производству. И... на этом всё закончилось. Скорее всего, просто не смог найти финансирования для выхода на стадию коммерческой окупаемости.

Обсудить в блоге автора

s_история, history, s_культура, culture, s_фотография, ностальгия, main, история, s_Россия, Россия, фотография

Previous post Next post
Up