Зеркало Клода, или Викторианский Instagram

Aug 01, 2014 10:00


Зеркала Клода из коллекции лондонского музея науки, примерно 1750-1770 гг,
Фотография: http://commonplace.nl/claudeglass
Дизайнер rogix открывает нам удивительное устройство - зеркало Клода. Это популярное среди эстетов XIX века приспособление для превращения естественной картины мира в более «декоратизированную». Зеркало Клода или викторианский Instagram

Поведение современных туристов заслуживает яркой сатирической оценки: намериваясь увидеть достопремичательности своими собственными глазами, они, вместо этого, самозабвенно «любуется» окружающими видами сквозь экраны наладонных устройств, снимая видео и делая бесчисленные фотографии. Даже посещение концертов и выставок для некоторых - это превращение в импровизированный «живой штатив» для камеры. Забавно, что схожее поведение было свойственно и светской публике XVIII-XIX веков.

В ту пору стало очень популярным путешествовать и любоваться различными живописными видами, например, пасторальной природой или благородными архитектурными развалинами. Вне конкуренции, безусловно, оказывалась Италия где в избытке можно было отыскать и первое, и второе. При этом естественный вид окрестностей считался слишком броским, едва ли не вульгарным: яркие краски, натуральная геометрия пространства, кажущаяся слишком беcхитростной. Изысканные путешественники предпочитали более «декоратизированную» картину мира, привычную им по живописные полотна. В этом им помогали специальные устройства, известные как зеркала Клода (Claude mirror либо Claude glass). Они представляли собой небольшие закрывающиеся футляры, которые можно было хранить в кармане или портфеле. Внутри располагалось небольшое зеркало прямоугольной или элипсоидной формы. Его поверхность могла быть слегка искривлена, чтобы благородно искажать отраженное пространство. Поверхность стекла тонировалась (отсюда и второе название аксессуара - Black Mirror, Черное зеркало), чтобы приглушить оттенки и придать картинке притягательную сумеречность.


Одна из работ Клода Лоррена. Бросается в глаза ее затемненный тон. via

Изображение казалось небольшой живописный миниатюрой, импровизированной копией картин, написанных Клодом Лорреном (Claude Lorrain) - французским живописцем XVII века, ставшем именем нарицательным в классическом пейзаже, именно в его честь и было названо зеркало. Считается, что художник использовал специальный мольберт, с достаточно крупным затемненным стеклом, с помощью которого он анализировал виды, которые затем собирался писать. Для художников зеркало Клода носило достаточно практический смысл. Оно помогало не только инструментально скадрировать пейзаж для переноса на холст, но и исследовать тоновую картину пространства.


Современное зеркало Клода большого формата, установленное в аббатсве Тинтерн, Англия. Photo by The Claude Mirror and the Picturesque

Однако же для богатых викторианские путешественников, устройство было ли приятной безделицей. Они могли двигаться в экипажах, любуясь проплывающими видами, смотря не в окно, а на свою ладонь, держащую зеркало. Можно предположить, что во время пеших прогулок, они долго крутились на одном месте, выискивая наиболее впечатляющее и яркое отражение.

Могу допустить, что ценились зеркала с каким-нибудь выразительным изъяном, которые придавали отражению какой-то дополнительный шарм - какая-то особая трещинка, слегка осыпавшийся отражающий слой, неоднородная тонировка. Эдакая ломография тех дней.

Источники:

http://www.gardendesign.com/ideas/art-botany-the-claude-glass
http://en.wikipedia.org/wiki/Claude_glass

s_искусство, history, culture, main

Previous post Next post
Up