Как изображали котиков в Средневековье

Jul 20, 2014 21:00


Фрагмент иллюстрации из «Итальянского часослова», около 1490
Оказывается, у любви к котикам имеются исторические корни! partizan_1812 рассказывает о любопытнейшей книге Кетлин Уокер-Мейкл «Средневековые коты», которая основана на изображении котов в средневековых манускриптах.
partizan_1812 пишет:
Поздравляю всех с праздником рождества Иоанна Предтечи и по этому случаю хочу поделиться с вами впечатлениями от прекрасной книги, содержание которой может показаться вам совсем не подходящим к этому празднику. Вам может даже показаться, что такая заметка уместна скорее как пятничное постование (?) котиков. Но уверяю вас, что причина поместить эту заметку именно сегодня вполне реальна и она получит полное объяснение ниже.

Книга, о которой идет речь - издание Британской Библиотеки «Средневековые коты». Ее автор - Кетлин Уокер-Мейкл, специалист по животным и медицине в средние века. Темой ее диссертации было содержание животных в доме в позднем средневековье.


Изображение кота из английской псалтири 14 века

Материалом для книги стали иллюстрации в средневековых манускриптах, изображающие котиков. Таких изображений очень много, причем не только в бестиариях, т.е. в книгах о животных, где изображения котов не просто уместны, а необходимы, но и в текстах богословских, литургических и романтических. Иногда такие изображения не преследуют никакой цели, кроме развлечения читателя. Иногда они несут аллегорическую нагрузку - кот, играющий с мышью, символизирует Врага, играющего с человеческой душей.

Без дальнейших нудных рассказов покажу вам несколько картинок средневековых котиков с минимальными пояснениями.

Главное занятие кота это охота на мышей, поэтому их нередко изображают вместе. Таким предстает котик на обложке книги.


Такой же и здесь (из голландского манускрипта по естественной истории)


И еще

И здесь тоже. Но здесь котик (поймавший мышь) изображен с белкой - другим популярным домашним компаньоном тех времен. Изабелла Баварская, жена короля Франции Карла VI, любила роскошно наряжать своих питомцев. Для своей белки она заказала ошейник, украшенный жемчугом и с золотой застежкой.


Из французского бревиария (книга, содержащая службы суточного, седмичного и годового богослужебного круга, аналог часослова) начала 14 века

Коты охотятся не только на мышей, но и на змей. Змеи нередко изображены в виде натуральных драконов.


Из манускрипта по естественной истории

Но не все коту масленица. Попадают они и в переделки. В этой заглавной букве кот хватает двух мышей одновременно, но в то же время собака кусает кота за зад.


Свт. Григорий Двоеслов «Моралии (комментарии) на Книгу Иова», манускрипт конца 12 века

Встреча кота и собаки. Кот похож на дикобраза из-за вздыбленной шерсти и выгнутой спины.


Часослов* (Франция, ок. 1400 г.)

Иногда мыши совсем уже наглели и осаждали кошачьи замки


* Если честно, то Book of Hours, хотя и переводится как Часослов, не является таковым. У нее отличное от Часослова содержание. Но в целях демонстрации котиков это не имеет большого значения.

Читать далее в блоге автора

partizan_1812 :
Поскольку книга, о которой пошла речь в прошлой заметке, мне очень нравится и поскольку возник важный вопрос о средневековых взглядах на природу котов (а именно - вполне ли они безгрешны), я решил запостить еще одну (последнюю) часть этого повествования.

В первой части речь шла в основном о реалистических сценках с участием котиков, а также о том, что коты нередко изображались принимающими участие в различных важных событиях (хотя бы в массовке). Сегодня поговорим в основном о фантастических котосценах и поговорим об отсутствии полного доверия коту, характерном для средневекового отношения к этому милому зверьку.

Для начала - еще одна сцена с участием кота. Евангелист Марк работает, а рядом сидит составляющий ему компанию кот. Подобные сцены мы уже разбирали в первой части...


Фламандский художник, конец 15 века

но уж очень здесь котик симпатичный. Думаю, что он помогает св. Марку хотя бы своим присутствием.



А вот здесь котик помогает монахине вполне практически - наматывает пряжу на веретено. Ну, или играет с ним.


Часослов (Нидерланды, 13-14 вв.)

А вот кот и две обезьяны читают вместе с бородатым человеком. Хочется надеяться, что зверье помогает последнему.


Из сборника легенд об Александре Великом (Фландрия, ок. 1340 г.)

А здесь кот помогает людям сражаться. Не пойму только, какой стороне. Вполне возможно, что только своей собственной. Обратите внимание на то, что бой происходит под аккомпанемент «бременских музыкантов». Животные, играющие на музыкальных инструментах это вполне обычный мотив тех рисунков.


Псалтирь (Англия, ок. 1340 г.)

Котов нередко изображали сражающимися. Кота, который бросает камни, в штурмующих его замок мышей вы видели в прошлой части. А здесь кот стреляет из лука по мыши, вооруженной щитом и копьем.



А это, напротив, кот-миротворец. Он проповедует мышам.


Псалтирь (Англия, Кентербери, начало 13 века)

Но еще чаще коты музицируют на волынке


Часослов (Англия, начало 14 века)

Читать далее в блоге автора

s_история, s_искусство, history, cats, main, s_котики

Previous post Next post
Up