Фрагмент картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», 1853 год
10(22) мая 1856 года промышленник Павел Третьяков купил первую картину - «Стычка с финляндскими контрабандистами» - в свою будущую коллекцию. Спустя 18 лет картин будет уже так много, что Третьяков построит для них отдельное здание. В 1881 году его двери распахнулись для широкой публики: так родилась Третьяковская галерея, подаренная предпринимателем городу Москве. Любопытно, что она сохраняла имя «буржуя»-мецената даже в годы советской власти.
Откуда взялись «финляндские контрабандисты»?
Как известно, Финляндия в 1809-1917 годах находилась в составе Российской империи, и потому возникает закономерный вопрос - если на картине изображены окрестности Санкт-Петербурга, то какие же там могли быть контрабандисты? Но на самом деле Финляндия хоть и была частью России, но пользовалась очень широкой автономией и куда большими правами, чем русские губернии. Здесь была своя конституция, такой же, как в большинстве стран Европы, календарь (не отстававший, как юлианский, на 12-13 дней). И хотя к моменту написания картины в Финляндии ещё не появилась собственная валюта - финская марка, финансовая система Великого княжества была тоже автономна (налоги и сборы тратились только на внутренние нужды), а потому на границах с собственно русскими губерниями функционировали таможни. Ну а где таможни - там и контрабанда.
abravorus : Стычка с финляндскими контрабандистами
Показали мне картину, которую я раньше не знал. В.Г.Худяков. «Стычка с финляндскими контрабандистами». 1853 год, Третьяковская галерея, размер: 95,6×133,6.
Сия стычка вполне могла произойти и в Терийоках (ныне Зеленогорск - часть Санкт-Петербурга на самом северо-западе территории города, - прим.ред.).
Картина полностью
Помимо того, что это полотно изображает родные места, с ним связано и более важное событие. Это одно из первых двух полотен, приобретенных Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году и положивших начало знаменитой Третьяковской галереи. Дата 10 мая 1856 года стоит на расписке в получении художником Худяковым задатка за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» от П. М. Третьякова.
Коротко о В. Г. Худякове
Худяков Василий Григорьевич (1826-1871). Начав свое художественное образование в Школе технического рисования графа С.Г.Строганова (1842-1843), В.Худяков закончил его в Академии художеств, где занимался исторической и портретной живописью. Ко времени поступления в Академию молодой художник обладал определенными навыками и опытом в написании картин и даже участвовал в росписях в Московском Кремле. По окончании ведущего художественного заведения России Худяков получает звание академика (1851) за портрет А.И.Мельникова (ректора Академии). В это время к художнику пришла известность мастеровитого портретиста, и он имел многочисленные заказы. В 1856-1859 Худяков побывал в заграничной поездке во Франции и Италии, из которой привез много этюдов и картин с изображением бытовых сцен итальянской жизни. В 1860 году ему было присвоено звание профессора Академии художеств. Последний период творчества художника не принес ему новых лавров. Картины художника, написанные на исторические темы (в большинстве своем изображавшие события в допетровской Руси), не вызывали особых эмоций у зрителей, хотя и приобретались в частные коллекции. В настоящее время их можно встретить в музеях страны. Наиболее известные - в Третьяковке.
Мой интерес к этой картине связан еще и с тем, что официальное летоисчисление Терийок связано как раз с финскими контрабандистами. В хрониках шведского короля Густава Вазы за 1548 год сохранился ответ короля на жалобу жителей Выборга на крестьян, которые контрабандой, то есть без уплаты положенных пошлин и налогов, торговали в Выборге своими товарами. Густав Ваза направил коменданту Выборга письмо, в котором, в частности, писал, что не может дать иного совета, как выслать своих людей, чтобы арестовать 30-40 этих крестьян, а затем, выявив 3-4 «капитанов», отрубить им головы в назидание прочим. Неизвестно, последовал ли комендант Выборга совету короля, но в списке, приложенном к исходной жалобе был и некий Антти из Терийоки.
Вот с 1548 года Терийоки и ведет свою историю, официально начатую контрабандистами. Не исключено, что Худяков изобразил их уже примерно в 6-м поколении.
Читать далее в блоге автора
Какую «запрещёнку» везли в Россию из Финляндии?
Как пишет сайт
gov.karelia.ru, - в XIX веке таможенные правила ввоза товаров из Финляндии были достаточно строгими, особенно по водке, вину, сахару и чаю. Именно с этими запретами столкнулся в 1841 году знаменитый собиратель карельского фольклора Элиас Ленрот во время своего путешествия в Карелию. Он вспоминал: «Последний финн-возница ни в какую не хотел везти меня через таможню, пока я не извлек из своей бедной дорожной сумки всё, что запрещено везти через границу. Пришлось оставить на границе почти не начатую бутылку водки, но с чаем и сахаром мне жалко было расставаться. Я решил сохранить свой чай и кофе, и возница, наконец, согласился, но с тем условием, что я выкуплю его лошадь, если ее конфискуют из-за моих припасов. Но когда мы прибыли на таможенный пункт, служащий выказал полное пренебрежение к моей сумке, не удостоив ее даже взглядом». Таким образом, Ленрот сам признался, что провез в Россию контрабандой продукты, правда, из-за ненадлежащего таможенного контроля, что впоследствии сыграло с ним злую шутку. Он понял это только в Петрозаводске, когда ему указали на отсутствие отметок в паспорте, которые нужно было сделать на таможнях следования. Ленрот вынужден был прервать свое путешествие и вернуться в Финляндию.
kulebyaka777 : Стычка с финляндскими контрабандистами - Искусcтво на тему войны
...«Стычка с финляндскими контрабандистами» - первая картина, приобретённая П.М.Третьяковым. 10(22) мая 1856 года П.М.Третьяков получил расписку от В.Г.Худякова о расчете (оплата 450 рублей) за картину, положившую начало будущей коллекции. Эту дату принято считать днём основания Третьяковской галереи.
На картине изображён захват группы контрабандистов из числа жителей Великого княжества Финляндского, многие из которых промышляли нелегальной переправкой товаров через границу Российской империи. В списке чаще всего встречавшихся в то время предметов контрабанды значатся кофе, соль, коньяк и «белая английская жесть». Автор картины был очевидцем изображённого происшествия.
Худяков при помощи композиции показывает обречённость группы контрабандистов, которые не смогут уйти от преследования. Группа верховых чинов пограничной стражи расположена по диагонали, идущей вниз, что усиливает впечатление движения. Группа контрабандистов разбита; некоторые из них успели сесть в лодку, часть только подходят к ней. Обе группы композиционно составляют треугольник, острый угол которого приходится на фигуры контрабандистов, не успевших сесть в лодку. Такое художественное решение создаёт ощущение драматизма событий и обречённости контрабандистов.
Читать далее в блоге автора
Коллекция Павла Третьякова
Как и многие удачливые русские предприниматели, Павел Третьяков (1832-1898) происходил из семьи старообрядцев. Во второй половине XIX века он был одним из богатейших людей России - владел несколькими бумагопрядильными фабриками, на которых трудились тысячи рабочих, к концу жизни его состояние оценивалось почти в 4 млн рублей.
Интерес к искусству у него зародился уже в молодости, в частности на момент приобретения «Стычки с финляндскими контрабандистами» Третьякову было всего 24 года. Следующей купленной работой стала картина Николая Шильдера «Искушение».
Картина Николая Шильдера «Искушение», 1856 год
Затем коллекция пополнялась картинами других мастеров, и уже в 1860 году Третьяков на всякий случай составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». В 1898 году последними словами уже умирающего Третьякова были: «Берегите галерею и будьте здоровы». Советская власть так уважала «буржуя»-мецената, что не только не переименовала Третьяковскую галерею, но в 1948 году прах братьев Третьяковых был даже перезахоронен на престижном Новодевичьем кладбище.
alex_dubas : Первое приобретение коллекционера
...Гулять по Третьяковке все равно, что собирать грибы в щедром лесу. Радостный момент узнавания, например, знакомой с детства «Царевны Лебедь», Врубеля - сродни находке боровика, на поляне сыроежек. Все то, что ты в детстве видел на фантиках конфет, шоколадных коробках или марках предстает перед тобой подлинником, в настоящих размерах: «Утро в сосновом бору», «Явление Христа народу», «Боярыня Морозова»...
А вот картина художника Худякова, которая пленила меня в тот день, и о которой я хочу сегодня рассказать. Посмотрите внимательно. Отряд хорошо вооруженных солдат, под предводительством блестящего офицера с золотой кокардой на кивере, разгоняет горстку бродяг. Босяки (у лодочника нету даже обуви ) спешно удирают, побросав на берегу котомки и бочонок. Кто-то судорожно хватается за булыжник, но, конечно, это бессмысленная затея. Прекрасный конь, благородной масти, с черными гольфиками сейчас растопчет этого несчастного.
Картина как картина. Больше всего меня в ней поразило название. Знаете, как она называется? «Стычка с финляндскими контрабандистами».
Финляндскими! Контрабандистами!
Действие происходит, примерно, в 1850 году.
Что же произошло такого за сто пятьдесят лет, что теперь финляндкие босяки живут в сказочной эко-стране, производят Nokia, и производят удивительно вкусные молочные продукты? Что произошло за эти годы, и что происходит сейчас, что когда-то блестящие российские офицеры, теперь совсем потускневшие, жалуются на всю страну, как плохо им живется?
Примерно, в те же годы, а если быть точным, то в 1853 году, Министерство народного просвещения России направило ученого Иосифа Гамеля в Америку для ознакомления с состоянием науки. Николай I утвердил эту командировку с указанием: «Обязать его секретным предписанием отнюдь не сметь в Америке употреблять в пищу человеческое мясо». Не есть вместе с аборигенами-американцами человеческого мяса даже в этнографических целях!
Прошло сто пятьдесят лет.
Мне грустно смотреть на эту картину. Все, что нам остается, это рассказывать анекдоты про заторможенных финнов.
P.S. Этот красавец-офицер с картины, и эти солдаты - таможенники. Скорее всего летучий отряд Выборгской таможни. В брошенных финнами мешках и ящиках - чай, сахар, водка и вино. Так показало мое маленькое расследование. Мне было жутко интересно узнать: что же такого запрещенного тайком везли в Россию злоумышленники?
Увидев мой неподдельный интерес к этой картине, ко мне незаметно подкралась экскурсовод и вежливо прокричала в ухо, что именно с этой картины Третьяков начал копить работы живописцев: «Стычка... - первая работа, которую он купил в 1856 году, за 450 рублей. Стоимость одной коровы по тем временам. С нее и началась Третьяковская галлерея».
Читать далее в блоге автора