ЖУРНАЛ ЖЖ, 2016 год
ЖУРНАЛ ЖЖ читают по всему свету, а на просторах бывшего СССР даже в самых удалённых местах! Наши читатели из Кыргызстана прислали уникальные фотографии из высокогорных кишлаков Тянь-Шаня и на границе с Памиром. Кажется, что время затормозило здесь ход: как и их предки сотни лет назад, люди так же моют золото лотками и пасут огромные стада скота - тем и живут. Причём, «по деньгам» выходит, что живут даже неплохо.
Это Чаткал - очень красивая киргизская долина в западной части Тянь-Шаня. Если смотреть по карте - она находится между Ташкентом и Бишкеком, но в данном случае «карты врут»: из-за больших высот дороги обходят это место стороной и потому долина считается труднодоступной. Это место овеяно ореолом святости - по легенде в горах Чаткала пророка Еноха (Идриса) Бог забрал к себе, и сейчас над тем местом, где под пророком разверзлась земля, построен мавзолей.
Высота долины возрастает от 1000 метров над уровнем моря в нижней части до 2500 в верхней: на её ложе и склонах расположены поля, выше - леса из грецкого ореха и арчи, ещё выше - высокогорные пастбища - джайлоо.
О труднодоступности долины говорят, например, отметки высоты на перевалах. Хотя для киргизских гор это, конечно же, не предел - чтобы попасть в другой кишлак, Сары-Могол в другой части Киргизии надо преодолеть отметку перевала уже в 4600 метров - на этой высоте у жителей равнин «закладывает уши», но пока продолжим разговор о Чаткале.
В мае по всему Кыргызстану идет откочевка скота на горные пастбища. Со стадами в горы уходят мужчины - налегке, только лошадь и небольшой запас пищи. Женщины в наши остаются дома, а раньше и они откочёвывали в горы после мужчин со скарбом и детьми.
Дома в Чаткальской долине выглядят даже очень неплохо для отдаленного региона.
Не зная, даже и не подумаешь, что это Кыргызстан, причём даже и не «центральная» его часть!
Чуть ли не небольшие «замки», построить которые - стоит денег. Откуда они? Что служит источником основного дохода местных жителей, ведь не скотоводство же!
Правильно, не скотоводство. А вот что. Догадались?
Золото! Его добыча в промышленных масштабах - одна из важнейших отраслей экономики Кыргызстана (примерно 40 % промышленного производства). Здесь добывают более 22 тонн драгоценного металла в год (третье место в СНГ после России и Узбекистана). Многие наслышаны, например, о Кумторском месторождении (третье место в мире по запасам - до 700 тонн) на востоке страны, в Иссык-Кульской области, близ границы с Китаем.
Но крупицы золота встречаются не только там, но также и в Чаткале. Вот местный житель моет золото в горной речке самым что ни на есть простым, дедовским способом. Потом намытые крупинки сдают, зарабатывая от 500 долларов - огромные деньги для высокогорного кишлака! (Средняя зарплата в Кыргызстане - около 14 000 сомов (чуть более 13 000 рублей).
kloop. kg, Как местные жители добывают золото на реке Чаткал:
Группа жителей Ала-Букинского района зарабатывает тем, что нелегально добывает золото на берегу реки Чаткал. Добытое золото старатели продают ювелирам по две тысячи сомов за грамм. Житель села Орто-Токой Акылбек Карабаев занимается незаконной добычей золота на протяжении шести лет. Золотой прииск находится на берегу реки Чаткал, недалеко от кыргызско-узбекской границы в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области. «В самые удачные дни мы находим до десяти граммов золота», - рассказывает он. Ювелиры оценивают стоимость одного грамма в две тысячи сомов. Несмотря на это, по словам Карабаева, никто из старателей так и не разбогател - всё, что он сам зарабатывает на добыче золота, уходит на то, чтобы прокормить семью и четверых детей. По словам местных жителей, в этой местности раньше добывали золото арабские и китайские компании. В последние годы китайские компании пытались добывать золото в этой местности, однако жители их прогнали, обвинив в загрязнении экологии.
«Мы сейчас выкапываем то, что осталось от них. Работы другой нет. Хоть и не много [золота добываем], но мы таким образом кормим семьи», - говорит еще один старатель Таштан Таникулов. В селе Орто-Токой добычей золота занимаются около двухсот человек. Среди них есть те, кто добывает золото специальной техникой - они работают по разрешению местных властей, однако большая часть старателей работает нелегально.
Многие отвозят речной песок в сторонку от холодной горной речки и ищут золото уже в тепле:
В советские времена тут был и промышленный горнорудный комбинат, от которого остались дома для сотрудников. Но сегодня промышленной добычи в Чатгальской долине уже нет.
А теперь переместимся в другую, ещё более высокогорную, труднодоступную и архаичную часть Кыргызстана - Алайскую долину на границе с Памиром. Кишлак Сары-Могол: глинобитые дома, «бабушкины» костюмы местных жителей.
Местные жители живут практически также, как жили их предки в прошлом, а то и позапрошлом веке. В каждой семье в среднем до 10 детей!
Хозяйство на Алае практически «натуральное»: разводят скот, его же и всё, что он даёт, и едят: много мяса, много кисломолочных продуктов: курут (это сушенный айран, из которого выцеживают воду и затем сушат), творог, густую сметану - каймак, сам айран... Ну и, как обычно для всей Средней Азии - лепешки разных видов, форм и размеров. Хлеб - это то немногое, в чём жители высокогорья зависят полностью от жителей равнин. Досуг - как и везде, в возможных формах. Вот, футбол, например:
Главная из проблем, которая тут всерьёз озаботит городского жителя помимо разреженного воздуха - это, конечно, санитарно-гигиеническая: водопровода нет, канализации - тоже. Местные жители - люди непосредственные - чуть отошли в сторонку - вот и туалет, а для горожанина окрестности высокогорных кишлаков - просто «минное поле». Но воздух всё равно чистейший - ведь кругом необъятное царство природы.