«ПРИМИРЁННОЕ С РУССКОЙ ЦЕРКОВЬЮ СТАРООБРЯДЧЕСТВО». К 150-летию единоверческого монастыря в Москве

May 16, 2016 08:02


Московский Никольский единоверческий монастырь, П.В. Синицын, 1895 год
Со времён религиозного Раскола в XVII веке мир русского православия шире только одной, «официальной» церкви. История старообрядчества была драматичной: вначале правительство жестоко преследовало не согласившихся с церковными реформами, потом провозглашало свободу совести, но через некоторое время вновь усиливало давление... 16 мая 1866 года старообрядцам-единоверцам наконец-то разрешили открыть в Москве свой монастырь. Как он выглядит сегодня? Единоверие

Что такое Единоверие? По определению первого единоверческого епископа Симона Охтенского (Шлеева), «Единоверие есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от неё в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью. Единоверие есть примирённое с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество».

Идеи единоверия, как компромисса старообрядцев и официальной церкви, возникли ещё в XVIII веке, несмотря на то, что клятвы-анафемы против двоеперстия и старых обрядов соборов XVII века оставались в силе. Сторонники существования старого обряда в лоне Синодальной церкви попросту давали другую трактовку анафем, согласно которой клятвы были наложены не против самих обрядов, а только против непокорных епископату.

Первые упоминания об общинах старообрядцев в лоне официальной церкви относятся ещё ко временам епископа астраханского Илариона (1731-1755), который в своей епархии позволил священнослужителям по причине большого количества проживающих на территории области старообрядцев совершать богослужения по дореформенным книгам.

Ещё большая веротерпимость к старообрядцам появилась после указов Петра III и в начале царствования Екатерины II, был даже разработан проект примирения «староверов» с официальной церковью. В этом документе оговаривалось совершение богослужений по старым книгам под надзором Святейшего Синода. Знаком терпимости к старым обрядам было также заявление совместной Конференции Синода и Сената от 15 сентября 1763 года о том, что «обычай креститься двумя перстами не есть доказательство принадлежности к расколу и запрещать его не следует».

raven_yellow : Никольский единоверческий монастырь

В середине XIX века в Московской епархии было несколько крупных поселений старообрядцев, в Москве - это например: Рогожская и Преображенская слободы. И святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, прилагал немалые усилия, чтобы присоединить старообрядцев к Православной Церкви на правилах единоверия. Особое внимание он уделял созданию единоверческих приходов в местах расселения старообрядцев.


raven-yellow, 2015 год

Первый миссионерский монастырь с такими задачами был создан в Гуслицах (сегодня это Орехово-Зуевский район Московской области) - Гуслицкий Спасо-Преображенский миссионерский мужской монастырь. Он начал создаваться в 1858-м году именно как единоверческий монастырь, но со временем в нём был изменён устав и он перестал быть единоверческим, хотя продолжал оставаться миссионерским.

Второй подобный монастырь был открыт в 1862 году за Рогожской заставой в Москве - это Всехсвятский единоверческий женский монастырь (закрыт в 1922, разрушен в 1934). Третьим стал Московский Никольский единоверческий монастырь.


raven-yellow, 2015 год

Территориально монастырь был устроен за Камер-Коллежским валом (до начала XX века на самой окраине - у границы города Москва). Изначально обитель зародилась на месте бывшего мужского двора федосеевской старообрядческой общины. Никольский единоверческий мужской монастырь открыт по представлению Филарета в 1866 году.


raven-yellow, 2015 год

Преображенское кладбище возникло в 1771 г. во время чумы. Одним из главных организаторов его был дворовый человек князей Голицыных старообрядец Илья Алексеевич Ковылин. У Преображенского кладбища стали после этого селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни. Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома, эту обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам.


raven-yellow, 2015 год

Здесь находилась Федосеевекая беспоповская контора. В ней производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране. В 1806 году была построена женская обитель, также обнесенная каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская.

Для ограничения действий старообрядцев Николай I (в годы его правления вновь усилились гонения на старообрядцев, - прим.ред.) повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь. Потом по воле Александра II все обитатели мужского двора были переселены на женский двор, а мужской двор отдан под Никольский единоверческий монастырь.


raven-yellow, 2015 год

Этому монастырю впоследствии А.И.Хлудов пожертвовал богатую библиотеку из древлеписаных и старопечатных книг.

Автор ансамбля Преображенского кладбища - архитектор Федор Кириллович Соколов. На мужском дворе, впоследствии ставшем Никольским единоверческим монастырем, им были выстроены: Успенская церковь в 1784 году, больничный корпус в 1798 году, надвратная часовня, впоследствии Крестовоздвиженский храм в 1805 - 1808 годах.


raven-yellow, 2015 год

Над воротами при входе из бывшей молельни устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находится замечательная библиотека Хлудова.


raven-yellow, 2015 год

В нижнем этаже - церковно-приходская школа, открытая в 1855 году на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора.

Иконы в Успенском храме были древние, писанные до Никона. Имеются редчайшие образцы писем греческих, строгановских, новгородских, московских и. др. Имеются иконы, писанные Андреем Рублевым, П.Чириным, писанные по заказу царей. С точки зрения иконописи этот храм был богатейшим в России.

Вообще, все иконы в монастыре - XIV, XV, XVI и XVII веков. Даже вверху стены украшены не живописью, а вставленными в скульптурные рамы иконами. В приделе св. Николая все иконы - из иконостаса бывшей домашней моленной предков семьи Гучковых, перешедших в единоверие во время каких-то притеснений старообрядцев со стороны правительства - причем один из предков не переменил своих убеждений и предпочел уйти в Сибирь.

Монастырь был закрыт в начале 1920-х годов. Библиотека Хлудова передана в Библиотеку им. Ленина, иконы - в Государственный Исторический музей. Такая же судьба была у собрания Егора Егоровича Егорова, подаренного им в начале XX века Преображенскому богаделенному дому.

После закрытия монастыря, по словам одного из старообрядцев, занимающих ныне часть Никольской церкви, единоверцев из нее «выгнали». Успенская (Никольская) церковь принадлежала впоследствии обновленцам, которые продали половину ее старообрядцам новопоморского согласия. Ныне она поделена пополам между старообрядцами и православными.

Отношение к этому монастырю у меня сложилось среднее. Его нельзя сравнить с великолепным Рогожским старообрядческим центром, от которого я просто пришел в восторг. А этот монастырь маленький, требующий больших доработок, и находится в шумном суетливом месте. Опять же, количество нищих слишком велико.


raven-yellow, 2015 год

Но выпечка у них превосходна. У ворот продают пирожки со всевозможными фруктовыми и ягодными начинками. Я купил на пробу три - с яблоками, вишней и ежевикой, и уже потом очень пожалел, что не купил двадцать, такие они оказались вкусные. То же самое и с напитками. Я купил маленький квас и морс, а надо было купить всё, или хотя бы каждого по большой баклажке.


raven-yellow, 2015 год

Читать далее в блоге автора

s_прошлое, история, религия, main, society, Москва

Previous post Next post
Up