Американский ударный дрон MQ-9 Reaper - абсолютный рекордсмен по числу убитых людей.
U. S. Air Force Photo / Lt. Col. Leslie Pratt, 2008 год
12 мая комитет Совета Федерации по обороне и безопасности обсудил вопросы нормативно-правового обеспечения разработки и применения беспилотников военного назначения. Проблема несовершенства законодательства в этой сфере характерна не только для России - дискуссии о том, что может быть дозволено и не дозволено бездушным орудиям убийства, кипят во всем мире. О том, насколько высока опасность «восстания машин» - в комментариях опрошенных ЖУРНАЛОМ ЖЖ экспертов.
КОММЕНТАРИИ ПО ТЕМЕ:
- Игорь Коротченко, директор Центра анализа мировой торговли оружием, член Общественного совета при Министерстве обороны России;
- Денис Федутинов, главный редактор журнала «Беспилотная авиация»;
- Руслан Пухов, президент Центра анализа и технологий.
Первый закон робототехники, сформулированный писателем фантастом Айзеком Азимовым, согласно которому робот не может причинить вред человеку, был нарушен еще в начале «нулевых». Тогда США начали массовое применение ударных беспилотных летательных аппаратов в Пакистане и Афганистане. Официально целями БЛА были моджахеды Аль-Каеды, однако согласно обнародованных недавно американскими журналистами секретных документов, только в Пакистане в период с 2004 по 2011 год погибли от атак беспилотников от 1,9 до 3,4 тысяч вполне мирных жителей.
Игорь Коротченко, директор Центра анализа мировой торговли оружием, член Общественного совета при Министерстве обороны России:
- Правозащитные организации большие претензии предъявляют США и ЦРУ, которые своими беспилотниками уничтожают тысячи душ мирного населения. У нас таких проблем нет, претензий к нам никто не предъявляет. Ведь конечный результат беспилотника, уничтожающего какую-то цель, зависит от разведки, от ответственности людей, которые принимают решения нанести удар по той или иной цели. Мы не занимается тем, чем занимается США. Американцы просто беспредельничают, уничтожая людей во многих странах мира. Обсуждение нормативно-правовой базы по применению беспилотников военного назначения, еще раз подчеркивает, что у нас строгие стандарты и Россия впредь будет придерживаться международных соглашений, в соответствии с которыми мирные граждане не могут быть уничтожены.
Click to view
БЛА MQ-9 Reaper уничтожает учебные цели
Впрочем, относить эти жертвы на счет непосредственно машин было бы некорректно - команду на применение вооружения отдавали операторы, сами же летательные аппараты (в основном это были БЛА MQ-9 Reaper) выполняли скорей роль средства доставки ударных ракет к месту пуска. Однако, прогресс не стоит на месте и в скором времени на службе армий мира могут появиться машины, которые будут самостоятельно принимать решение на удар по цели. Такая перспектива пугает многих.
Денис Федутинов, главный редактор журнала «Беспилотная авиация»:
- По вопросу возможности применения оружия БЛА в автономном режиме существует два противоположных мнения. Сторонники этой идеи говорят о том, что именно так может достигаться наибольшая эффективность в применении систем БЛА, поскольку не тратится время на отправку информации на землю, изучение вопроса оператором, принятие соответствующего решения и т. д. К тому же радиосвязь между машиной и оператором не всегда возможна, да и минимизация радиотрафика способна повысить выживаемость БЛА.
Противники же, к которым отношусь и я, утверждают, что передача подобных функций машине поставит жизни гражданских лиц в зависимость от возможных ошибок компьютерной системы, при этом ответственность за подобные ошибки будет практически деперсонализирована, что является абсолютно недопустимым.
Впрочем, системы, базирующиеся на технологиях распознавания образов, уже используются в военной технике, в том числе в системах БЛА, позволяя облегчить работу операторов полезной нагрузки, отчасти автоматизируя обработку большого потока фото- и видеоданных, выполняя обнаружение, распознавание и сопровождение целей.
Как видно, с сугубо технической точки зрения плюсов у таких «самостоятельных» боевых систем масса. Поэтому неудивительно, что работы по их созданию на самом деле ведутся уже несколько десятилетий. К таким системам можно отнести, например, барражирующие дроны-камикадзе.
В СССР конце 80-х годов была разработана противокорабельная ракета Х-65СЭ, предназначенная для работы в условиях мощных помех. По замыслу конструкторов ракета должна была прилетать в заданный район, подниматься на боевую высоту и барражировать, пока головка самонаведения не захватит цель. Способностью самостоятельно выбора цели наделены и состоящие на вооружении ВМФ России противокорабельные ракеты «Гранит» (П-700), причем, атакуя в составе группы, ракеты способны самостоятельно распределять между собой цели.
Крылатая ракета Х-65СЭ
Израильский комплекс Harpy, созданный в 1989 году, способен в режиме барражирования самостоятельно обнаруживать и уничтожать радары ПВО. Возможностью автономного выбора целей по некоторым данным наделен израильский разведывательно-ударный БЛА Harop. Кстати, по заявлению Минобороны Азербайджана этот дрон-камикадзе был применен армянской стороной во время вооружённых столкновений 1-4 апреля 2016 года в Нагорном Карабахе. Аппарат уничтожил автобус с добровольцами, направлявшихся в зону столкновений, в результате погибли шесть человек.
Правда, эти и подобные им системы считаются достаточно примитивными, так как могут видеть лишь крупные цели, или цели, как в случае с израильским Harop, излучающие определенные сигналы. Систем же способных, допустим, ночью в условиях густой облачности засечь и классифицировать конкретный танк, пока не существует.
Руслан Пухов, президент Центра анализа и технологий:
- Автономное применение оружия беспилотными аппаратами без команды оператора абсолютно недопустимо. Вероятность того, что такой удар может быть нанесен по гражданским объектам, достаточно высока, поскольку эти технологии все еще не являются достаточно зрелыми. Перехват управления и посадка на иранской территории американского беспилотника RQ-170 в 2011 году - яркое тому доказательство. Технологии, позволяющей беспилотным летательным аппаратам и другим военным роботизированным средствам самостоятельно классифицировать цель с высокой степенью точности, пока не существует. А значит, подобные истории могут повториться еще не раз.
Впрочем, возможные технические трудности не смущают сторонников идеи создания роботов-убийц. В марте 2014 года в своей
статье, опубликованной в «Российской газете», вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин со свойственной ему прямотой заявил, что России необходимо создавать автономные роботизированные ударные средства. «Любой робот должен уметь не просто передавать картинку оператору, а видеть и различать на ней объекты. Будь то танк противника или идущий в толпе террорист. Нужно создавать робототехнические комплексы, полностью интегрированные в систему боевого управления, способные не только собирать разведданные и получать их от других компонентов боевой системы, но и самостоятельно наносить удары», - написал вице-премьер.
Что интересно, в том же 2014 году созданный по инициативе Дмитрия Рогозина Фонд перспективных исследований объявил открытый конкурс на лучший прототип технологии распознавания изображений. Официально задача конкурса звучала как "разработка технологии автоматического обнаружения на высокодетальных снимках поверхности Земли типовых объектов, таких как люди и автотранспорт.
Экспериментальный БЛА X-47B
Американские военные, понимая всю щекотливость вопроса, стараются не афишировать работы по созданию автономных ударных роботизированных систем. Однако, правозащитники регулярно обвиняют их в заговоре и утверждают, что такие разработки Пентагоном ведутся. Под подозрения в свое время попали экспериментальные боевые беспилотные аппараты Х-47 и Х-47В. И подозрения были небеспочвенными - изначально беспилотники позиционировались как прототипы ударных БЛА, при этом представители компании-разработчика с гордостью заявляли, что аппараты способны 100% полета проводить в автономном режиме.