ЖУРНАЛ ЖЖ, 2016
Сериал о невысокозадом искусствоведении на человеческом языке от ЖУРНАЛА ЖЖ продолжается рядовой картиной Тициана, о смысле которой, тем не менее, до сих пор спорят специалисты. От художника она максимально отчуждена - писалась на заказ и даже название ей придумали арт-дилеры два века спустя после её создания.
В каталогах работа проходит под несколькими вывесками: «Красота приукрашенная и неприукрашенная», «Три типа любви», «Божественная и светская женщины», и, наконец, современная «Любовь небесная и Любовь земная». Заказчиком полотна был Никколо Аурелио, секретарь Совета десяти Венецианской республики - могущественного органа управления. Чиновник задумал жениться на молодой вдове Лауре Богаратто и создание полотна было приурочено к этому торжеству.
Существуют две официальные трактовки картины. Но среди историков искусства, занимающихся её изучением, нашлось немало сторонников конспирологии, помешанных на тайных обществах. Мы попробуем охватить все, и остаться в рамках здравого смысла.
«Любовь небесная и Любовь земная» по версии ЖУРНАЛА ЖЖ (с привлечением героев комикса тасманского художника Саймона Ханселмана
Megg, Mogg and Owl)
Почему вам будет легко понять Тициана?
- Согласно первой официальной трактовке, сюжет взят из попсовой книги того времени
«Гипнэротомахия Полифила» - роман инициации и пути, герой которого действует во сне и на мифических тонких планах, что непосредственно влияет на события реальности, - этакое Вера Полозкова встречает Маркеса в XVI веке. Так вот, якобы на картине мы видим, как Венера уговаривает Медею помочь Ясону, что напрямую цитирует роман. То есть это, по сути, иллюстрация.
- Толкование второе, унылое, уверяет, будто Тициан писал свою даму, Виоланту. И изобразил он её, конечно, Венерой. И посадил её рядом с земной женщиной в живописных кустиках - аллегорически передавать особое состояние духа. Разумеется, возвышенное и умиротворённое.
- Для тех, кого не устраивают ванильно-описательные пасторальные версии, есть версия забористая, про розенкрейцеров. Поскольку она неилююзорно упоротая, то мы включим её мотивы в последующую детальную расшифровку образов полотна;
Картина была закончена в 1514 году и подарена чиновнику на свадьбу. Сейчас подарок висит в Галерее Боргезе в Риме.
Кто эти персонажи на полотне и что происходит вокруг?
Задний план и совмещённый санузел
Сразу бросается в глаза большое пустое место слева от наблюдателя. Как будто зритель едет в электричке и смотрит назад против ход движения. Этот эффект плацкарта задуман для того, чтобы вместить побольше деталей, ну, и для усиления перспективы.
«Река любви» на заднем плане может считаться подземной реку Алфиос, она реально существует на Пелопоннесе, а также в древней литературе она - символ тайных знаний и механики их передачи посвящённым. Изображается река в виде могила или фонтана. На переднем плане у нас как раз такой совмещённый санузел саркофаг-фонтан.
В воды саркофага-фонтана запустил руку Купидон. Все понимают, кто такой Купидон. Он здесь для прикрытия. Формально ведь это всё таки картина про любовь.
Кролики слева - туда же. Они символизируют удачный брачный союз, которому сопутствует не угасающая с годами страсть.
Охотники справа, приближающиеся к руслу мудрой реки - вновь прибывшие чайники, охочие до древнего знания.
Тамплиерская башня слева - и мы вплотную подбираемся к мистической трактовке.
Передний план и тапок просвещения
Мы уже установили, что в саркофаге-фонтане журчит вода из реки бесконечного знания. Вода эти питает куст на переднем плане, то есть выполняет функцию живительного источника.
Но в саркофаге вообще-то должен быть мертвец, но его нет. Зато есть посуда. Если обратить внимание на блюдо, обнаруживается, что точно такое же есть на тициановском полотне
«Саломея с головой Иоанна Крестителя», написанной многими годами раньше. Возможно, Тициан задумывал связать утварь с Иоанном Крестителем, который по легенде был первым Великим Магистром Приората Сиона. Не ржать! А читать об обществе можно
здесь, и оно, конечно, вымышленное (на самом деле да). То есть всех неодушевлённых предметах переднего плана конспиролог с визгом восторга узнаёт аллегорическое изображение Приората Сиона. А в кусте, питаемом источником шиповник, розу, ту самую пятилепестковую розу ордена розенкрейцеров.
Но вернёмся с небес на землю. Ведь герб на стенке саркофага - не герметический символ, а всего лишь фамильный герб заказчика, Аурелио. Барельеф со сценой казни может быть учинён в память о казни отца его невесты. несправедливой казни отца Лауры, Бертуччо Багаротто, произошедшей в 1509 году. А тах Иоанна Крестителя на саркофаге украшен геральдикой семьи невесты, чья фамилия Багаротто.
Любовь земная, одетая, расположившаяся на гробе, также держит в руке цветок розы. Предмет под её второй рукой определяется с трудом. Мистики поддерживают версию с чашей, которые использовались и в ритуалах розенкрейцеров, и вообще в чьих угодно ритуалах. «Папские» красные тапки Любви Земной могут быть символом высокой степени просвещенности.
В руке у Любви Небесной курится некое благовоние - ритуал в разгаре. Мы не видим её правую стопу. Так отсутствие ноги в зоне видимости рифмуется с выглядывающей красной тапочкой знания у её товарки. Таким образом, земное уравнивается с небесным, а небесное - с земным: всё ровно по принципам герметизма.
Получается не картина, а идеальные фотообои для сопровождения обрядов посвящения в общество и иных тематических тусовок - функциональный свадебный подарок с секретом.
Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:
«Похищение дочерей Левкиппа» Питера Пауля Рубенса «Девочка на шаре» Пабло Пикассо «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Поля Гогена «Урок анатомии» Рембрандта ван Рейна «Мистерия ХХ века» Ильи Глазунова «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля «Ад» Сандро Боттичелли «Блудный сын» Иеронима Босха