КАНАЛСТРОЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Зачем 12 лет рыли канал вдоль Ладоги?

May 12, 2016 14:29


«Прорытие Ладожского канала», A.V.Moravov, 1910 год
285 лет назад, 12 мая 1731 года, открылось судоходство по Ладожскому каналу. Грандиозная для XVIII столетия «стройка века» началась ещё в 1719 году при Петре I, а закончилась при Анне Иоанновне. На тогдашнем «каналстрое» трудились тысячи «стройбатовцев» - отправленных на земляные работы солдат. Но зачем понадобилось вообще копать канал вдоль берега озера? Как он выглядит сегодня? Используется ли? Два канала

Сегодня вдоль берега Ладоги существуют уже целых два канала длиной по 117 и 110 километров - старый, «петровский» называется Староладожским, более поздний, прорытый в 1861-1866 годах - Новоладожским. Рыть их пришлось, потому что один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через известное своими штормами Ладожское озеро и в иные годы здесь шло ко дну до тысячи (!) хлипких судёнышек. В настоящее время Староладожский канал уже непригоден для судоходства, он практически весь «зарос» и имеет вид, хоть как-то напоминающий канал только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. По Новоладожскому каналу и сегодня возможно движение маломерных и среднемерных судов.

modelman : Новоладожский канал

На самом деле, часть интриги была утеряна заранее: местные речники сказали капитану, когда он отправил им запрос еще до круиза, что Новоладожский канал используется, вполне проходим и проблем быть не должно. Также было ясно, что по Староладожскому не пройти ни при каких условиях.

Впрочем, нельзя же везде быть исключительно первыми: сама возможность пройти по такому уникальному гидротехническому сооружению представлялась чрезвычайно привлекательной. Вообще, примерно к Новоладожскому каналу я задумался вот над какой философской идеей: за прохождение каждого из этих каналов по отдельности я был бы готов заплатить много денег и потратить много времени.


modelman, 2011 год

Надо сказать, что нынешнее состояние Новоладожского канала - это победа цивилизации над безлюдностью. Я не имею в виду «победу» как что-то ультрапозитивное, просто надо констатировать факт: в Ленинградской области достаточно дачников, чтобы на Новоладожском канале была довольно активная жизнь, и не было опасностей вроде «застрять в безлюдном месте без связи», как на Онежском канале.


modelman, 2011 год

Канал какое-то время идёт по безлюдным местам, а потом вновь начинаются деревеньки и дачки. Встречный катер «Патрульный-1».


modelman, 2011 год

Понтону в деревне Загубье из-за нас и «Патрульного-1» пришлось минут за десять открываться дважды.


modelman, 2011 год

За Загубьем - снова лесная часть. Почему-то много деревьев попадало в воду, и приходится иногда лавировать. А в этом месте (это Шурягские Караулки, если не ошибаюсь) впервые видно Староладожский канал, который иногда проходит совсем рядом.


modelman, 2011 год

Много всяких каналов в Новой Ладоге. Похоже, это Староладожский канал. И, похоже, тут не пройти.


modelman, 2011 год

Старая Ладога. Там мы встали на ночёвку.


modelman, 2011 год

Мариинский канал

Но прорыть канал вокруг Ладоги - это было еще «полдела», ведь нужен был ещё и канал, который бы соединял реки бассейна Балтийского моря с Волгой. В наше время существует глубокий и широкий Волго-Балтийский канал, а его предшественником стала так называемая «Мариинская водная система», о строительстве которой мечтал также ещё Петр I. Но Петру помешал недостаток денег и строителей - к прорытию Мариинского канала приступили лишь при Павле I, в 1799 году. В 1808 году по водному пути, соединившем реку Ковжа (из которой можно было попасть в Волгу) и Вытегра (бассейн Онежского озера, откуда можно было уже добраться водным путём до Санкт-Петербурга). В 1886 году был прорыт Ново-Мариинский канал. Общая длина Мариинской водной системы составляла 1125 километров (большую её часть составляли реки, текущие естественным путём, но и за ними также приходилось следить - рыть маленькие каналы для спрямления излучин, углублять фарватер и т.д.)

sibved : Ладожские каналы

...От реки Волхов до реки Нева вдоль берега Ладожского озера идет канал. Сразу возникает вопрос: а зачем дублировать водное сообщение каналом, если можно проплыть по реке в само озеро и выйти потом в Неву? Давайте смотреть и разбираться.

Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера - два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский. В начале XVIII века Староладожский канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы...

Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал - это надежный фарватер. По этому же принципу построены каналы и на американском континенте, идущие вдоль берега. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке - данных нет. И это настораживает...

Вот такой вид имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы участками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально?


Из блога sibved

Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье


Из блога sibved

Высота берегов - очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники!.. Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19 века. А это его начало! Объем строительства Беломорканала не идет в эти сравнения. И по берегам не видны валы от перемещенного грунта! Куда его переместили? Или они настолько древние, что грунт слежался и не выдает себя?

Мост между двух каналов. Ссылка на место


Из блога sibved

Старый канал... Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно - можно сделать его вполне судоходным для небольших судов Каналы в районе Новой Ладоги. Ссылка на место


Из блога sibved

Первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8′ 45.72″ N 32° 7′ 27.72″ E. Ссылка на карту


Из блога sibved

Шлюз.


Из блога sibved

Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18 века, объем земляных работ в Старо-Ладожском канале сопоставим со строительством Санкт-Петербурга!..

путешествия, lifestyle, транспорт, main, технологии, Санкт-Петербург, s_посмотрели

Previous post Next post
Up