wilhei, 2005 год
Влияние двух повышений акцизов на бензин удалось скомпенсировать за счёт резкого увеличения импорта топлива из Беларуси. В результате бензиновые цены растут гораздо меньше прогнозов.
Бензин в апреле начал дорожать, однако рост цен укладывается в рамки сезонных традиций,
отмечает davydov_index:
Самое популярное топливо подорожало на несколько копеек за литр только за прошлую неделю. Сильнее всего - на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. При этом оптовые цены демонстрируют совсем иную динамику - они опускаются, хоть и довольно незначительно на 10-20 рублей за тонну.
Впрочем, росту цен есть логическое объяснение - повышение акцизов в этом году происходило уже дважды, в январе и в апреле, поэтому и цена для розничных покупателей выросла. Кроме того, сыграло роль и снижения объемов производства.
Однако эксперты призывают успокоиться - они объясняют, что рост цены на бензин связан не с вышеуказанными факторами, а с сезонными. Весной и летом на нефтеперерабатывающих заводах, как правило, работа приостанавливается для проведения ремонтов. Поэтому рост возможен. К тому же сказывается увеличение поставок на экспорт. Так что, как уверяют специалисты отрасли, поводов для паники нет, удорожание бензина не станет неконтролируемым и вообще это явление временное.
Заправка.
torange.biz Смущает только один момент - розничный рынок топлива, чутко реагирующий на различные раздражители, как правило, показывает только рост цен, но очень редко (если не сказать - почти никогда) не демонстрирует снижения стоимости для автомобилистов.
Бензиновое чудо
Динамика цен на бензин не оправдала ожиданий аналитиков, опасавшихся скачка цен на топливо в апреле. Для опасений были серьезные основания, ведь в этом году правительство уже дважды повышало акцизы на бензин. Первое повышение на 2 рубля за литр произошло в январе. Второе, ещё на 2 рубля - с 1 апреля. По оценкам экспертов, после этих повышений доля акцизов в цене каждого литра бензина выросла до 8 рублей, а общая налоговая составляющая в розничной цене топлива вплотную приблизилась к 60%.
В результате, как
отмечал Журнал ЖЖ, биржевые цены на топливо с начала года существенно выросли: «девяносто второй» к началу мая подорожал на 21,2% (с 31,7 тыс. рублей до 38,4 рублей за тонну). «Девяносто пятый» - практически также: на 21,6% (с 33,3 до 40,5 тыс. рублей за тонну).
Динамика цен.
Росстат, 2016 год
Удивительно то, что при этом розничные цена на бензин с начала года повысились только на 1,1%, это даже меньше общего уровня инфляции в России, которая составила 2,5%. С точки зрения рыночных законов - это чудо. Тем более, что как
утверждает все тот же Росстат, цены производителей за это время на топливо выросли на 9,5%, в том числе на бензин АИ-92 - на 8,9%, а на АИ-95 - на 10,5%
Делатели рынка
Секрет парадокса в том, что кроме законов рынка есть еще и правила административной системы, которая в данном случае оказалась сильнее. По слухам, в марте вице-премьер Аркадий Дворкович направил в «Газпром» и «Татнефть» запросы с требованием объяснить, почему эти компании резко увеличили поставки нефтепродуктов в Белоруссию. Те в ответ объяснили, что конъюнктура весьма этому благоприятствует - цены на бензин в Беларуси на 30-40% выше, чем в России. Однако вице-премьер не стал радоваться рыночным успехам нефтяников, а настоятельно порекомендовал им прекратить вывоз бензина из страны. Видимо, г-н Дворкович оказался достаточно убедительным - «дочки» «Газпрома» и «Татнефти» поставки топлива в Белоруссию прекратили.
Импорт бензина резко вырос
Сергеев Павел, 2009 год
Это, кстати, подтвердил в одном из недавних интервью и заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников, заявивший, что российские нефтяные компании с конца марта перестали поставлять в Беларусь бензин. Правда, он привел чисто рыночное объяснение такого изменения в поведении российских компаний: после двух повышений акцизов на бензин в России цены на топливо в двух странах сблизились, и вывоз в Беларусь стал нерентабельным.
Впрочем, факт остается фактом - российский бензин перестал уходить за границу и предложение топлива на отечественном розничном рынке существенно возросло. Но и это не все - «Роснефть» в начале марте заключила контракт на закупку 970 тыс. тонн топлива у белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Благодаря этому импорт белорусских бензинов вырос к концу марта в 20 раз - до 72,5 тыс. тонн, что резко снизило давление на бензиновые цены в России.
Ну, и в качестве вишенки на торте - отечественные нефтеперерабатывающие заводы тоже заметно увеличили выпуск бензина: на 12,3% в марте по сравнению с февралем.
Нефтеперерабатывающий завод.
skeeze, 2015 год
В результате, по оценкам аналитиков, товарные остатки бензина сейчас превышают 2 млн тонн, что является комфортным уровнем для прохождения сезона повышенного спроса. Так что прогнозы о весьма умеренном росте цен на топливо, похоже, вполне обоснованы.