ЖУРНАЛ ЖЖ, 2016
В очередном выпуске рубрики - самый ванильный Пикассо, каким он был лишь недолго, а затем увлёкся клоунским кубизмом и типографскими шрифтами а-ля Джон Гальяно и начал приклеивать к полотнам всякий мелкий мусор. Разберёмся же, насколько глубокий символизм окрасил бельё героев в соответсвующие оттенки.
Внимательный, готовый смущаться и задавать вопросы зритель, глядя на полотно «Девочка на шаре», сразу отмечает, что оно с тем же успехом могло называться «Мужик на кубе», ведь мужик этот, пусть и не отличается изяществом, но всё же не последний здесь персонаж. Но, вооружившись доброжелательным сексизмом, его обычно сравнивают чуть ли не с мебелью или вообще баобабом.
У официальной искусствоведческой и антично-ориентированной версии о том, что балансирующей на шаре изображена сама богиня удачи Фортуна, также оказывается совсем немного живых сторонников. Никто не видел Фортуну с шаром. Его, конечно, можно считать 3D-колесом, но, всё же это натяжечка. Отставим же сексизм и советские учебники в качестве аналитических методов, и проведём новый анализ - так, будто раньше в глаза не видели никакую девочку.
Почему вам будет легко понять Пикассо
- «И тут ещё потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, - я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного». Так свою девочку на шаре описывает писатель Драгунский в рассказе из «денискиной» серии. Именно эту одноимённую рассказу картину Пикассо все запоминают не только потому, что она самая внятная, и даже не потому, что она, подобно девочке Драгунского, вся сияет конкретикой, а холст её не набит деформированным пространством и пережеванными фигурами. Она гуманистична ровно настолько, насколько может принадлежать народу, на ней - подумать только! - люди похожи на людей. Какая колоссальная уступка авангарда трудящемуся человечеству! Вот оно и ценит;
- «Девочка на шаре» открывает так называемый розовый период Пикассо. Начиная с этой работы художник проводит санацию в своем образном мире и убирает подальше всех прошлых героев - нежелательных антисоциальных элементов: алкоголиков, проституток, нищих, больных и увечных. Оказывается, вдохновляться можно и кем-нибудь поверхностным: артистами бурлеска, гимнастками или травести, да и трагедии в них ничуть не меньше, а незамутнённой эстетики - больше;
- Перед нами одно из немногих произведений символизма, которое можно и нужно читать практически буквально, и которое допустимо назвать иллюстрацией единства (но не борьбы) противоположностей и при этом не бояться сесть в лужу. То есть «Девочка на шаре» - это такое сосредоточение искусствоведческих штампов и шаблонных трактовок, которые широко распространены, но вообще-то уместны эксклюзивно в её случае;
ЖУРНАЛ ЖЖ, 2016
Что есть что на картине Пикассо?
Баланс, Ритм и Равновесие
Эти незримые понятия можно считать полноправными героями картины. Руки девочки, воздетые над головой, ищут их и вступают с ними в контакт. Баланс - это то, что заставляет зрителя неотрывно любоваться эквилибристкой. Ритм - это метод организации, с помощью которого Пикассо разместил фигуры и цветовые пятна на полотне, а Равновесие - это то, как зритель объясняет себе разницу между этими объектами и общее величие картины (если, конечно, продолжает его чувствовать после отказа от традиционных методов восприятия живописного произведения, который был предложен в самом начале материала).
Шар и Куб
Эта парочка могла бы составить неплохое название для крафтового бара. Шар обычно символизирует будущее, прогресс и абсолютное, надхристианское божественное начало. А куб, он перегонный. Но если без шуток, то куб, что бы тот ни значил, Пикассо подложил под своего грузного атлета. И теперь, десятилетия спустя, куб считывается как нечто монументальное и придавливающее девочкину лёгкость. Но эти фигуры противоположности не по сути, а всего лишь по форме. И куб устойчивый не потому, что тяжёлый, но потому, что у него больше площадь соприкосновения с землёй.
Труппа, которой нет, или Целое полотно неравнодушных людей
Считается, что на картине изображены члены труппы бродячих циркачей. Это утверждение бесконечно тиражируется, его можно найти в любой крошечной справке о работе Пикассо. Но видите ли вы труппу? Кого-либо, кроме двух гипотетических артистов, расположившихся на переднем плане? Если нет, то вы и не обязаны. Всегда помните об этом.
Спина мужика на кубе
Это мелодраматичная часть тела повторяет по рельефу горный пейзаж и фактурно очень напоминает работы современных иллюстраторов и художников, рисующих графические романы. Вот он, простор для нестыдного противопоставления, о котором упоминалось в начале статьи: спина мальчика - руки девочки, тяжёлое - лёгкое, статика - динамика, мужское - женское и так пока не закончатся графические элементы.
Лошадь и два человека
Эти фигуры на заднем плане всего лишь выполняют декоративную функцию - совсем как это принято по канону классической пейзажной живописи. «Но ведь белая лошадь обычно означает смерть!» - скажет прилежный зритель современного кинематографа. Тогда, представьте, не означала. А Пикассо с удовольствием показывает эту лошадь
в нескольких своих работах как сквозного персонажа, и даже не подозревает пока о трактовке, которой нагрузит её Дэвид Линч.
ЖУРНАЛ ЖЖ, 2016
Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Поля Гогена «Урок анатомии» Рембрандта ван Рейна «Мистерия ХХ века» Ильи Глазунова «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля «Ад» Сандро Боттичелли «Блудный сын» Иеронима Босха