Булат Окуджава с женой Ольгой Арцимович. Кадр из видео
Булат Окуджава и Ольга Арцимович.
Булат Окуджава рискует обогнать
Абая Кунанбаева по популярности у протестной интеллигенции. Сначала его
«Полночный троллейбус» подняли на щит
противники автобусов в центре Москвы. Теперь вдову поэта уволили с поста директора музея его имени. А сам музей, находящийся в Переделкине, сливают с соседними в литературный кластер. По поводу ситуации высказались писатели, их наследники, а также директора музеев и чиновники от культуры.
Первой об увольнении Ольги Арцимович сообщила булгаковед Мариэтта Чудакова, пишет philologist:
Вдова известного писателя Булата Окуджавы (1924-1997) Ольга Окуджава уволена с поста директора Музея Окуджавы, - об этом на своей странице в фейсбуке сообщила булгаковед Мариэтта Чудакова. Известно, что Ольга Окуджава выступала против создания музейного кластера в Переделкине, в который планировалось включить дома-музеи Корнея Чуковского, Бориса Пастернака и Булата Окуджавы. Тем не менее, неделю назад СМИ сообщили о вхождении Дома-музея Булата Окуджавы в состав Государственного литературного музея. Должность директора мемориального учреждения при этом была сокращена. Пользователи соцсетей саркастически называют это решение «подарком фронтовику Булату Окуджаве ко дню рождения» - известно, что он родился 9 мая.
Сын Владимира Высоцкого Никита Владимирович, который возглавляет «Дом Высоцкого на Таганке», считает, что реорганизация безболезненно не пройдет ни для кого, и итог объединения музеев может быть плачевным:
«Для музеев создание каких-либо кластеров абсолютно невыгодная идея. Может, это и будет дешевле, но в корне неправильно. Сейчас объединяют разные музеи по одному принципу - раз музей писателя, то пусть входит в кластер литературных музеев. Этой идее уже лет двадцать, увы, она всё же воплотилась в жизнь. Надеюсь, ничего плохого с музеем Булата Окуджавы не произойдет. У них всё-таки есть свои наработки, своя публика, свой круг, которые не дадут музею пропасть. Но такая реорганизация безболезненно не пройдет ни для кого».
Ольга Арцимович основала музей в 1998 году в доме, где прожила с Булатом Шалвовичем последние 10 лет его жизни.
Из-за популярности общественный музей уже через год получил статус федерального. В 2004 году его передали в ведение администрации Подмосковья, а в 2012-м, одновременно с присоединением Переделкина к Москве, - в ведение российского Минкульта.
Директор Московского литературного музея-центра Г. К. Паустовского Валентина Пимнева, напротив, называет идею музейных кластеров хорошей, но признаёт, что реализация может подкачать, в том числе благодаря «своеобразным наследникам», которые руководят музеями в Переделкине:
«Идея создания музейных кластеров - неплохая идея. Но всё будет зависеть от её реализации, от того, кто возглавит этот кластер, не потянет ли он одеяло на себя, будет ли программа, которая объединит все эти музеи. Сейчас слово „кластер“ распространённое и очень модное. Если это литературно-музейное объединение пойдёт на популяризацию музеев, поманит людей интересными мероприятиями, то это будет очень хорошо. А если этот кластер создаётся в угоду какой-то моде, то всё быстро забудется и развалится. В подобные объединения надо вкладывать деньги, чтобы всё работало. Поэтому возникает вопрос - будут ли спонсоры на этот проект, или государство будет вкладывать средства. Сейчас денег нет ни у кого, поэтому все очень и очень сложно.
В Тарусе создается литературно-музыкальное объединение, в которое входят мемориальный дом Паустовского, дом Цветаевой, Рихтера, дом и мастерская художника Штейнберга. В Тарусе ставятся грандиозные задачи, которые понятны и близки многим. Мы участвуем в их проектах с громадным удовольствием. В Переделкине же своя атмосфера. Там своеобразные наследники, с которыми порой трудно договориться или, может, не так уж сложно. Поэтому музейные объединения сравнивать с объединением музеев в Переделкине очень нелегко».
Как писали
СМИ, в ходе финансовой проверки музея Окуджавы за 2014-2015 годы в его деятельности были выявлены нарушения. Также говорилось о нарушениях в учете и хранении музейных объектов.
Писатель и журналист Дмитрий Быков предсказывает незавидную судьбу тем, кто решился «восстать» против вдовы барда:
«Никогда ещё люди, которые восставали против Ольги Владимировны Окуджавы, не выходили из этих схваток победителями. Ольга Владимировна женщина очень сильная, пользуется огромным уважением в среде российской интеллигенции. Создание музея Окуджавы - её заслуга, она сделала для сохранения памяти о своём муже как никто много. Именно поэтому Ольга Владимировна будет возвращена на свое место очень скоро. Я в этом абсолютно уверен».
Несмотря на реорганизацию, музей Булата Окуджавы сохраняет федеральный статус,
цитируют Минкультуры журналисты. Ведомство также заявило, что готово продолжить сотрудничество со вдовой Окуджавы, направленное «на дальнейшее развитие музея». Сейчас у Государственного литературного музея 12 филиалов, в том числе дома-музеи Бориса Пастернака, Корнея Чуковского и Антона Чехова.
Ольга Арцимович прожила в браке с Булатом Окуджавой почти 35 лет, до самой смерти барда. Она стала соавтором нескольких сценарев, написанных Окуджавой
Директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин также называет объединение музеев полезным, апеллируя к зарубежному опыту:
Создание музейных кластеров - хорошая идея, которая оправдала себя во многих городах мира. Музейные кластеры всегда привлекают большее число туристов, потому что делают посещение музеев более комфортным, там появляется качественная инфраструктура, понятные маршруты. Но принимать решения о создании таких кластеров нужно очень осторожно, потому что иногда это может пойти во вред. Мне понятна идея создания Литературного музея со множеством филиалов, думаю, это правильно и разумно. Но прислушиваться к голосу музейного сообщества и тем более руководителей музеев, которых ждёт объединение, нужно обязательно. Игнорировать мнение Ольги Окуджавы в данном случае было бы неправильно, учитывая её роль в создании музея Булата Окуджавы.
В августе 2013 года в интервью Агентству «Между строк» Ольга Арцимович
рассказала о недовольстве Министерства культуры независимым статусом музея Булата Окуджавы: «Мы самостоятельные, сражаемся за это много лет и держимся за это. Пока что у нас, слава Богу, этот статус есть, мы не являемся чьим-то филиалом. Сейчас очень тревожно, потому что пришел новый министр культуры, показывающий, какой он „умный“ человек и делает много глупостей, чтобы выслужиться перед президентом. Поэтому трепещут все музеи. Но, с другой стороны, все-таки финансирование поприличней. Все-таки, что-то меняется. Мы у Министерства культуры нелюбимое дитя. Они очень обижаются, что я не хочу быть отделом или филиальчиком. И они очень нас за это не любят. Поэтому этот независимый статус для нас очень важен».
Писатель Владимир Войнович считает, что во всём, что происходит с музеем Окуджавы, мнение его основателя должно быть учтено в первую очередь:
«По идее создания музейного кластера в Переделкине у меня нет четкой позиции - возможно, это пошло бы на пользу всем трём домам-музеям. В любом случае решать этот вопрос нужно последовательно, с учетом мнения всех людей, которые имеют к этим музеям отношение. И мнение директора музея Окуджавы Ольги Владимировна, конечно, должно быть учтено в первую очередь. Я давно знаю Ольгу Владимировну. Трудно представить, что кто-то сможет справиться с ролью директора музея Булата Окуджавы лучше неё. Она по понятным причинам очень бережно относилась и относится к своему делу и знает его как никто хорошо, поэтому поддержать увольнение Ольги Владимировны я не могу ни при каких обстоятельствах».
Заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко высказался по теме крайне лаконично, но в целом поддержал позицию Владимира Войновича:
«Музеи должны существовать. В каком виде, это очень сложный вопрос и, наверное, решение по таким вопросам надо было бы принимать исходя из пожеланий всех сторон».