ЖУРНАЛ ЖЖ, 2016
К прочтению своего опус магнум Гоген сам выдал ключи. Потом собрал рюкзак, положил в него сверхдозу мышьяка и пошел в горы помирать. Самоубийства не получилось, а у искусствоведов в руках оказалась расшифровка, выданная человеком в пограничном состоянии сознания. ЖУРНАЛ ЖЖ традиционно предлагает свою версию, с наглой поправкой на психическое расстройство художника.
«Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие, и что я уже никогда не смогу создать что-то лучше, или хотя бы подобное» - написал художник в 1987 году своему арт-дилеру Джорджу де Монфрейду прежде чем заблевать всё вокруг себя на живописной таитянской лужайке. И остаться в живых ещё на 6 долгих лет.
Художник также выдал указание рассматривать работу слева направо, чтобы поочерёдно знакомиться с тремя группами образов, символизирующих само начало и биение жизни, затем унылую, бесконечно тянущуюся взрослую повседневность и, наконец, пленительную, избавляющую смерть. Рассмотрим работу, посмев обойти наказ типичного суицидника, и начав с конца.
Коллаж ЖУРНАЛА ЖЖ, 2016
Почему вам будет легко понять Гогена?
- Ну, во-первых, потому, что у вас сейчас наверняка плохое настроение с элементами отчаяния, а картина про смерть, она тёмная и полна боли и печали. Закончив её, Гоген хотел умереть - идеально;
- Гогена вообще проще воспринимать чисто технически - современнику, выращенному на 3D-фильмах, телефонах со встроенными фотокамерами и тотально высоком разрешении реальности пост-импрессиониста Гогена видно лучше, чем его предшественников-имепрессионистов с их крупным зерном и раздражающе хаотичными мазками;
- Гоген - дауншифтер, бежавший в глушь, потому что он якобы презирал арт-тусовку своего времени, и вообще, мол, придумал жанр, в котором, сперва единолично, выступал чтобы всех позлить. Тусовку он попросту боялся, как боялся всех людей, так как имел большие проблемы с формальным общением, приходил в ярость от внутрецеховых смолл-токов, и лез на стену от необходимости светить лицом. Ведь любой карьерный успех в большей степени связан прежде всего с тем, сколько ты натусовал, а не как классно написал - так было и так будет. При этом Гогена настолько волновало то, что эти самые люди о нём думают, что бежать художник предпочёл под высоким предлогом духовного путешествия, и так лично никого и не послал туда, куда задумывал.
В общем, есть от чего помучиться и типичному биполярщику и просто рефлексирующему элементу, у которого как-то не наворачиваются слёзы радости от акта распития шампанского с как бы интересными людьми и причастности к мировому арт-процессу.
Чем заняты персонажи и что это за предметы везде раскиданы?
Коллаж ЖУРНАЛА ЖЖ, на котором показаны невидимые элементы, вшитые Гогеном в изображение. Череп, например, на месте аллегорической смерти
1. D’ou venons nous? Que sommes nous? Ou allons nous?
Это стикер с названием картины на французском языке. Так Гоген для тупых обозначил точку начала просмотра. В этом также проявляется его невротическая боязнь быть понятым неправильно.
2. Птица, прикончившая ящерицу
Белое животное (особенно, если оно - лошадь) на любой картине, как правило, олицетворяет смерть. Мёртвая ящерица здесь подчёркивает неизбежность умирания.
3. Оболочка человека
Оболочка пустая не потому, что женщина, а потому, что старая. Эйджизм вместо сексизма. И она тоже изображает умирание, но более физиологичное, чем в формате белой птицы. Здесь вообще только женские образы. Связано это скорее с тем, что Гогену нравилось рисовать разнообразных таитянок, он по-эротомански упивался их экзотичностью, а мужчины его попросту не слишком-то интересовали.
4. Обнажённая женщина
Красиво, но недолговечно. Это ещё предстоит понять (или вообще никогда не предстоит), тем, кто угорает по материальной составляющей мира и совсем не думает о духовном.
5. Поганое голубое идолище
Обычно его трактуют как воплощение жажды этой самой духовности, но, глядя на его безжизненность и чужеродную синюшность, хочется поспорить с искусствоведами. Это всего лишь идол, бога нет, всё напрасно. Гогену в момент написания вообще было не до надежды и спасения.
6. Женщина в чёрном
Символизирует душу скорбящую. Очень популярна теория о том, что страдания её закаляют и тренируют, но совсем не обязательно. Чаще всё таки бывает наоборот - размазывают и уничтожают.
7. Источник
Бесперебойный источник вечности и благодати.
8. Котёнок, козлёнок, щенок, подросток
Просто глупые животные, которые радуются возможности материальной жизни. И правильно делают.
9. Живая птица, как у древних египтян
Будет искать тот самый Путь, пока может. Бессмертная душа, если угодно.
10. Мужчина с яблоком
Единственный мужчина сам срывает плод с древа познания. И это по современным меркам мощное, пророческое заявление.
11. Фигура с фэйспалмом
Ну ладно, не с фэйспалмом, а просто хватается за голову от экзистенциального ужаса. Символизирует необходимость вечного развития. Но где же на него взять время, если даже книжку некогда почитать, когда ты взрослый?
12. Красные фигуры
Рубедо (третье, «красное», состояние вещества в алхимии) человеческой души: она уже способна самостоятельно мыслить и анализировать, почти готова стать крутой, но ещё не совсем. И это, к сожалению, - вечность.
13. Три простые честные женщины, даже не голые
Это первое состояние души в физическом мире после благодатного младенчества. Душа пока ведет себя скромно, особо ни к чему не стремится. Вполне удовлетворена коллективным бытием, сознанием и занятиями.
14. Младненец в отключке
Это душа до начала страданий в земном воплощении. Спит, ни в чем не участвует, не обвиняется, и ни от чего пока не бежит.
15. Пёс ******
Это почти что тот самый пятиногий пёс из «Generation П». Он пока не настал, но поджидает свежего младенца, чтобы напасть сразу после прибытия на Землю. Будет очень плохо и
черным-черно.
Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:
«Урок анатомии» Рембрандта ван Рейна «Мистерия ХХ века» Ильи Глазунова «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля «Ад» Сандро Боттичелли «Блудный сын» Иеронима Босха