Сербский бронепоезд Krajina Ekspres, 1994 год
Российская армия остаётся единственной в мире, на вооружении которой сегодня официально состоят бронепоезда. Впрочем, при желании эту, казалось бы давно ушедшую в историю, технику можно найти не только в России. Самые известные бронепоезда современности в обзоре ЖУРНАЛА ЖЖ.
В августе 2015 года министр обороны Сергей Шойгу отменил приказ бывшего главы военного ведомства Анатолия Сердюкова о списании специальных поездов «Терек», «Дон», «Байкал» и «Амур». Последний раз эти бронепоезда участвовали в боевых действиях во время контртеррористической операции в Чечне, куда они были переброшены с Дальнего востока. Впрочем, в отличие от Первой мировой и Гражданской войн они не рассматривались, как ударные средства - их главной задачей была защита железнодорожных путей и эшелонов от диверсантов, прикрытие ремонтных бригад.
Бронепоезд «Байкал»
Штатное вооружение российских «спецпоездов» было достаточно скромным - это две зенитные пушки калибра 23 мм, автоматические гранатометы АГС-17 и пулеметы. Так же в состав могли добавляться специальные платформы с установленными на них танками или боевыми машинами пехоты.
Воспоминания военных железнодорожников о боевой работе в Чечне публикует в своем блоге
twower:«Капитан Денис Дьяконов - командир первого бронепоезда восстановительного батальона волгоградской железнодорожной бригады. Он знает о применении спецпоездов в условиях боевых действий не понаслышке. В 2003 году, почти сразу же после окончания Военно-транспортного университета и распределения в дислоцированную на Северном Кавказе железнодорожную бригаду, он был откомандирован в Чечню наряду с другими военнослужащими соединения железнодорожных войск. Так командир взвода охраны бронепоезда начал регулярно «кататься» от Моздока до Ханкалы и обратно. Ведь частые подрывы автомобильной техники и нападения бандитов на воинские колонны заставили командование группировки наших войск использовать восстановленное железнодорожное сообщение.
-Напасть на бронепоезд сродни самоубийству. Ведь близко подойти к «железке» на бронетехнике и остаться незамеченными боевики не могли, а палить по бронесоставу из лёгкого вооружения занятие малоэффективное и рискованное. На пулемётную очередь или выстрел из гранатомёта по «зелёнке» без промедления ответили бы зенитные установки, АГС, снайперы и стрелки, объясняет офицер. - К тому же движение спецпоездов здорово прикрывалось сверху над составом кружили боевые вертолёты.
Денису Дьяконову и его подчинённым, к счастью, не довелось отражать нападений боевиков на спецпоезд. Но вот в ходе плановых учебных занятий он неоднократно оценивал боевую мощь бронекрепости.
- Не завидую тому, кто когда-нибудь попадёт под этот огонь, -резюмирует он и добавляет, -тем более что на платформы можно дополнительно загнать бронетехнику -а это серьёзное дополнение к штатному вооружению. Пробовали ставить даже танк. Но до его использования дело не дошло он скорее оказывал психологическое воздействие.
В арсенале боевиков тогда оставалась лишь партизанская тактика закладки взрывных устройств. Впрочем, противоядие нашли быстро - весь путь тщательно обследовали военнослужащие сапёрных подразделений. Инженерная разведка проверяла не только железнодорожное полотно, но и насыпь. Да и сам подрыв бронепоезда не мог всерьёз помешать движению. Ведь у него был запас сил и средств для быстрого ремонта пути. Личный состав восстановительного батальона своими силами мог собрать до 100 метров железнодорожного полотна.
Капитан Дьяконов уверен, что эффективность бронепоезда -это прежде всего выучка людей. Именно поэтому с военнослужащими различных подразделений -от зенитно-пулемётного до стрелкового взводов регулярно проводятся практические занятия и тренировки. Бронепоезд лишь на первый взгляд «стоит на запасном пути». На самом же деле он готов в любой момент выполнить задачи по предназначению«.
Обсудить в блоге автора
Другой горячей точкой на карте, где в недавнем прошлом получили применение бронепоезда стали Балканы. В 1991 году железнодорожная крепость появилась у бойцов Сербской Автономной Области Краины, поезд получил название «Krajina Ekspres» («Краина Экспресс»). Первоначально поезд был вооружен пушкой ЗИС-3 калибра 76,2 мм, двумя авиационными пусковыми контейнерами для неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) калибра 57 мм, а так же 120 мм минометом.
О боевом пути «экспресса» пишет uriadnik«С началом боевых действий в Сербской Автономной Области Краины железнодорожники её столицы, города Книна, ушли в первые ряды защитников . В 1991 году некоторые из них прошли обучение у «Капитана Драгана», ветерана австралийской армии, который имел большой военный опыт и стремился поделиться им с сербскими ополченцами путем создания центра подготовки разведчиков и диверсантов.
Бронепоезд «Krajina Ekspres»
Железнодорожники решили применить свои способности в привычной им обстановке - на железной дороге, и, в результате, в июле того же года в Книне был собран бронепоезд. В первой операции его вагоны были защищены мешками с песком. Для защиты от стрелкового оружия этого было достаточно, тяжелого вооружения у хорватов тогда было немного, а его поставки из-за границы только начинались. В конце поезда находился локомотив производства «Дженерал-Моторс». Из контролируемого сербскими милиционерами Грачаца поезд двинулся в направлении хорватских позиций близ Штикарне.
Боевые действия показали необходимость улучшения защиты поезда от хорватской пехоты. В Стрмице бронезащита вагонов была усилена стальными плитами толщиной 25 мм. В тот период непосредственно боевыми были только два вагона. В передней части одного из них была установлена сдвоенная ЗСУ M38 калибра 20 мм, захваченная партизанами во время Второй мировой войны. Первоначально это зенитное орудие было установлено в кузове грузовика, а затем им вооружили бронепоезд. На втором вагоне были размещены пусковые установки противотанковых ракет «Малютка» и ЗСУ M12 калибра 40 мм, произведенная в Великобритании. Также бронепоезд был вооружен пулеметами М53 - копией немецких МГ-42 времен Второй мировой войны.
Через некоторое время поезд пополнился ещё одним боевым вагоном, поставленным между первыми двумя. Новый вагон оснастили так называемым «троцевцем» - строенным зенитным орудием калибра 20 мм, производимым в Югославии по испанской лицензии. Помимо него были ещё одноствольная ЗСУ M75 того же калибра и два американских пулемета M2HB калибра 12,7 мм. Локомотив защищали два пулемета M84 - копии советского ПК. Было усилено бронирование вагонов, в случае минометного или артиллерийского обстрела команда могла укрыться внутри них или внутри вагона со снаряжением«.
Обсудить в блоге автора
Идею использования бронепоезда оперативно переняли противостоявшие сербам им хорваты. В августе 1991 года на судоверфи города Сплит был построен бронепоезд, получивший название «Kenedijevka» .Надо сказать, что этот бронепоезд, состоявший из блиндированного локомотива и двух броневагонов, был выполнен на более высоком инженерном уровне.
В частности в нем была применена многослойная броня (6 мм внешний лист брони, за ним 30-50 мм песка и лист стали толщиной 10 мм), эффективная система вентиляции. На крыше вагонов устанавливались башни с 12,7 мм пулеметами.
Хорватский бронепоезд «Kenedijevka», 1996 год
Однако, как утверждают источники, бронепоезду участвовать в боевых действиях так и не довелось, состав с эмблемами национальной гвардии Хорватии сегодня стоит в отстойнике.
Любопытно, что концепция бронепоездов нашла применение в гражданской сфере. На сибирских железнодорожных магистралях наблюдатели неоднократно фиксировали состав с установленном на одной из платформ зенитным орудием КС-19. Правда, личный состав бронепоезда борется не с авиацией противника, а со снежными лавинами, которые представляют угрозу железным дорогам. Поезд состоит из локомотива, вагона со снарядами, снегоочистителя и орудийной платформы.
Видео работы артиллерийского поезда:
Click to view