УБИТЬ ПРОВОКАТОРА! Или... убит провокатором?

Apr 10, 2016 09:01


Георгий Гапон и градоначальник Иван Фуллон на открытии Коломенского отдела «Собрания Русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», Фотография Карла Буллы, 1904 год
Хрестоматийный поп Гапон, убитый 110 лет назад, 10 апреля 1906 года известен как «химически чистый» образец провокатора. Но так ли это? Если Гапон - провокатор, то почему именно он начал революцию? Почему, ведя людей под пули, впереди шёл сам? Почему после «Кровавого Воскресенья» его прятал Горький, с ним встречался Ленин? Наконец - почему приказ о его убийстве отдал человек, который сам был и агентом охранки, и провокатором? «И тогда нет у нас больше царя»

Георгий Гапон по происхождению украинец, родился в 1870 году в Полтавской губернии в крестьянской семье. С детства активно увлекался религией, читал жития святых, потому и пошёл учиться в духовное училище, а потом - в полтавскую семинарию. В 1894 году был рукоположен в священники. В 1898 году Гапона постигло большое горе - умерла его молодая жена, оставив двух маленьких детей. Духовные искания на тему «как жить дальше» привели молодого священника к мысли, что нужно сделать что-то полезное для народа. К этой мысли его подводил и друг - известный русский художник Василий Верещагин.

Переехав в Санкт-Петербург Гапон начал встречаться с рабочими, обитателями трущоб, проповедовать им слово Божие, служить в тюрьмах. Он был великолепным оратором, свою роль играло и внешнее сходство с изображениями Иисуса Христа, гипнотический взгляд - проповеди собирали до 2000 человек. Но и сам Гапон всё больше проникался нуждами и заботами «униженных и оскорблённых». В 1902 году на популярность Гапона обратил внимание начальник особого отдела департамента полиции Сергей Зубатов, задумавший создать рабочие организации, подконтрольные полиции. Гапону было предложено принять участие в этой работе - полицейские рассчитывали, что авторитет священника будет отвлекать пролетариев от увлечения идеями революционных партий. Однако, Гапон отказывался быть простой пешкой в чужих руках, отстаивал в яростных спорах с полицейскими и чиновниками, чтобы такая организация имела максимум самостоятельности: «Полиция только может контролировать нас, но не держать на привязи».

Залогом успеха рабочей организации Гапон считал принцип самодеятельности, когда дело ведётся не едва прикрытыми чинами полиции, а кружком рабочих, проникшихся сознанием собственных интересов. На споры ушло два года: лишь в 1904 году доклад Гапона был с пониманием встречен в министерстве внутренних дел, и 15 февраля 1904 года устав общества «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» был утверждён заместителем министра Петром Дурново. Гапон добился, что в Собрании не будут производиться аресты. И действительно, по свидетельству «гапоновских» рабочих, «никто за всё время не был арестован, никого не выследили, хотя, случалось, говорили открыто и очень резко и беспартийные и партийные социалисты, что приходили к нам на собрания». Когда полицейские всё же пытались проникнуть на собрания и послушать, что там обсуждают - Гапон говорил рабочим: «Гоните их вон». «Я с самого начала, с первой минуты водил их всех (полицейских и чиновников, - прим.ред.) за нос, - рассказывал Гапон. - На этом был весь мой план построен».

Осенью 1904 года по инициативе либерального «Союза освобождения» в стране началась кампания земских петиций с требованиями конституции и создания парламента. Гапон общался с представителями «Союза освобождения» - либералы предлагали рабочим присоединиться к земской компании, а Гапон в свою очередь требовал от них принимать во внимание и нужды рабочих.

В ноябре 1904 года Гапон выдвинул идею выступить с собственной, рабочей петицией о повышении зарплат, сокращении рабочего дня и политическом представительстве. Это привлекло в организацию священника новых членов - в декабре 1904 года их было 9000, а в начале января 1905 года уже 20000. Процесс разворачивался на фоне неудачной для России войны с Японией и забастовок, уже охвативших ряд заводов столицы из-за несправедливых увольнений рабочих.


Гапон читает петицию в собрании рабочих, неизвестный художник, 1925 год

6 января Гапон произнёс перед рабочими очередную зажигательную речь, в которой призывал их идти непосредственно к царю, раз на рабочего не обращают внимания, не считают его за человека, правды нигде нельзя добиться, все законы попраны. В написанной на имя Николая II петиции говорилось и о бедственном положении, бесправии рабочих, но было и требование немедленного созыва Учредительного собрания, появившееся благодаря контакту с либералами: «Не откажи в помощи Твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнёт чиновников. Разрушь стену между Тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с Тобой», - писал царю Гапон. В кратком заключении Гапон от имени рабочих выражал готовность умереть у стен царского дворца, если просьба не будет исполнена.

Гапон честно предупреждал, что царь может и не выйти к народу, выслать против него войска. В таких случаях он заканчивал свою речь словами: «И тогда у нас больше нет царя!» - и вся толпа отвечала хором: «Нет царя...»

По свидетельству очевидцев, «гапоновские» рабочие были введены в состояние религиозной экзальтации: «Люди плакали, топали ногами, стучали стульями, бились кулаками в стены и клялись, как один, явиться на площадь и умереть за правду и свободу... складывали пальцы крестиками, показывая, что эти требования для них святы и их клятва равносильна присяге на кресте». Гапон представлялся рабочим настоящим пророком, посланным Богом - женщины приводили к нему для благословения своих детей.

skif_tag : Поп Гапон - годовщина смерти
...Да, да, именно тот самый поп Гапон. Или Попгапон. Его имя уже давно стала нарицательным, его употребляют по отношению к провокаторам, предателям и прочим иудушкам. При этом мало кто задумывается о реальном человеке, стоящем за этим символом. Надо ли говорить о том, что реальность имеет мало общего с мифом, придуманным в 30-е годы сталинскими «историками».

Сегодня любой желающий может легко найти любую информацию об этом человеке, поэтому я не ставлю цели рассказать о священнике Гапоне во всех подробностях... Человек он был очень способный, неординарный. Священником стал по зову сердца, получил свой приход. Служил с душой, денег с бедных людей не брал. Результатом стала колоссальная популярность Гапона среди простых людей. Доходило до того, что священники соседних приходов писали жалобы, что он отбивает их прихожан...

Популярность его была так велика, что могла составить конкуренцию славе самого Иоанна Кронштадского, с которым, кстати, он вместе служил не сколько раз... Гапон попытался примирить противостоящие стороны. Он контактировал с полицией. Вполне открыто, не тайно. В какой то момент конфликт рабочих и власть предержащих достиг апогея. Рабочие решили устроить мирное шествие прямо к царю, и вручить ему петицию.

Гапон пытался отговорить рабочих, сесть за стол переговоров. Но, понимания не встретил ни среди ожесточившихся рабочих, ни среди заводчиков, полиции и высшего начальства. Тогда он принял решение возглавить мирное шествие.

Власть решила проявить твёрдость, и ни при каких обстоятельствах не идти на поводу у демонстрантов. Гапон пообещал людям что до конца будет с ними, и если Царь даст команду стрелять, то для них больше нету Царя! Слово своё он сдержал. Когда началась стрельба, он не дрогнул. Был ранен в руку, упал, и его рабочие вынесли на руках...

Так закончился священник Гапон... и начался революционер Георгий Гапон. Его остригли, изменили внешность. Какое то время Гапон прятался на квартире у Максима Горького. Потом был нелегально переправлен за границу. Там он встречался со многими профессиональными революционерами, в том числе с Ульяновым-Лениным.

Фокус был в том, что все они были довольно далеко от народа, от реального уличного протеста, Гапон же напротив был необычайно популярен среди рабочих и простого люда. Он и только он был способен возглавить революционное движение. Но, в этом качестве Гапон мешал всем, и охранному отделению и старым революционерам... 10 Апреля (по новому стилю) его обманом заманили на загородную дачу, и там убили, накинув петлю на шею...

Впоследствии рабочие установили на могиле памятник с металлическим белым крестом. На памятнике было написано: «Спокойно спи, убит, обманутый коварными друзьями. Пройдут года, тебя народ поймёт, оценит, и будет слава вечная твоя». Никто из гапоновских рабочих не поверил в предательство Гапона. Среди рабочих господствовало убеждение, что за убийством стоит царская охранка.

Читать далее в блоге автора

«Звезда» и смерть

Во время расстрела рабочей демонстрации Гапона вытащил из «мясорубки» эсер Пётр Рутенберг и привёл на квартиру писателя Максима Горького. Увидев Гапона, Горький обнял его, заплакал и сказал, что теперь «надо идти до конца». Гапон немедленно написал очередное послание к рабочим: «Родные товарищи-рабочие! Итак, у нас больше нет царя! Неповинная кровь легла между ним и народом. Да здравствует же начало народной борьбы за свободу!.. Зверь-царь, его чиновники-казнокрады и грабители русского народа сознательно сделались убийцами безоружных наших братьев, жён и детей. Пули царских солдат, убивших рабочих, нёсших царские портреты, простреливали эти портреты и убили нашу веру в царя. Так отомстим же, братья, проклятому народом царю, всему его змеиному царскому отродью, его министрам и всем грабителям несчастной русской земли! Смерть им всем!» Выступая перед представителями либеральной интеллигенции Гапон призвал их держаться вместе с пролетариями и помочь добыть им оружие.

Вскоре Гапону пришлось бежать за границу. Добравшись до Швейцарии, он встречался там с видными революционерами-эмигрантами от «первого русского марксиста» Плеханова до тогда ещё известного только в узких кругах Ленина. Гапон выступил с инициативой созыва межпартийной конференции, которая должна была объединить все революционные партии России в деле вооружённого восстания, которая состоялась в апреле 1905 года. На короткое время бывший священник даже сам вступил в партию эсеров. Но уже к лету он разочаровался в революционерах, разглядев в них оторванность от народа: «Социалистические партии оказались бессильными взять в свои руки руководство массами... надо организовать сначала питерских рабочих, а затем, по мере возможности, и провинциальных рабочих и крестьян в Российский Рабочий и Крестьянский Союз».


Рекламный плакат художественного фильма А. Дранкова «Священник Гапон», май 1917 года

Гапон пытался организовать поставку оружия в Санкт-Петербург и начать там вооружённое восстание. Он вновь встречался с Лениным и пообещал, что большая часть оружия будет передана большевикам, у которых к этому времени уже была своя «боевая организация», а посредником между Гапоном и большевиками должен был выступить писатель Горький. Но вскоре отношения Гапона с революционерами всё-таки окончательно испортились: и эсеры, и социал-демократы видели в нём самом и в «Рабочем и Крестьянском союзе» опасного «конкурента» в воздействии на народные массы. А в октябре 1905 года вышел всем известный царский манифест о согласии на созыв Государственной думы и прочих гражданских правах и свободах, после которого революция пошла на спад.

Гапон тайно возвращался в Россию, уезжал, снова возвращался. Восстановил связи со своими рабочими и начал хлопотать о своей амнистии и восстановлении работы «Собрания». Вновь контактировал с царскими чиновниками, каялся, что «погорячился» призывая народ к восстанию и брал у них деньги, пытаясь в новых условиях вернуть своё влияние и свою организацию в легальное поле. Кончилось - известно чем. Повешением от рук эсеров на даче под Петербургом. Основным исполнителем убийства был специально назначен тот самый Рутенберг, спасавший священника 9 января 1905 года.

Писатель gadsjl_7 : О судьбе одного харизматика
...Я учился в советской школе, и словосочетание «провокатор поп Гапон» засело во мне накрепко лет в одиннадцать (это был год 1983-й), когда, в четвертом классе, мы читали «Рассказы по истории СССР». Но уже тогда, помню, возникли - сначала вопрос: «А Гапон, это имя или фамилия?», а потом и смущающая мысль: "О революции 1905 года пишут, как о героическом событии. А, оказывается, начал ее провокатор, поведший рабочих к Зимнему дворцу. Солдаты стали стрелять, произошло Кровавое воскресенье. Этот Гапон специально, что ли, повел людей на убой? И не боялся, что его тоже убьют? «В общем, неувязочка какая-то была с «провокатором попом Гапоном»...

Где-то вычитал, что с «попом-провокатором» был хорошо знаком наш великий советский писатель Максим Горький. Причем, тесное общение и даже общие дела пришлись на время после Кровавого воскресенья... Странно, странно... В последние десятилетия о Георгии Гапоне вышло немало статей, но все же в общественном сознании (я даже занимался довольно рискованным опросом среди знакомых: «Как вы оцениваете деятельность Гапона?») он остается провокатором, агентом полиции... Заглядывал я и в современных учебники истории России для средней школы. В одних о Гапоне не упоминается вовсе, в других именно что упоминается: «Шествие возглавил священник Георгий Гапон», правда, теперь не с абсолютно негативной оценкой, а с нейтральной...

Опять же в советское время часто вспоминали об Азефе - для коммунистов он был главным козырем ошибочности того пути, по которому шли эсеры. Дескать, если у них Боевую организацию возглавлял агент охранки, то вообще стоит ли серьезно говорить об эсерах и их программе... О провокациях Азефа, о том, кого он выдал полиции, рассказывалось достаточно подробно, но о его участии в убийстве Гапона советские историки не распространялись - в ходу была версия, что «попа-провокатора» казнили по своей инициативе рабочие. На самом деле убить Георгия Гапона велел именно Азеф...

После Октябрьской революции Георгий Гапон далеко не сразу был заклеймен как «поп-провокатор». Выходили и его книги (к примеру, «История моей жизни», Ленинград, 1926 год), и книги о нем, как об одном из ярких фигур революционного движения («Георгий Гапон» Д.Г. Венедиктова, 1931 год). Но в 1938 году был издан «Краткий курс истории ВКП (б)», в котором можно найти такой вот абзац (с него, кстати, начинает свою книгу Валерий Шубинский): «Ещё в 1904 году, до путиловской стачки, полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих - „Собрание русских фабрично-заводских рабочих“. Эта организация имела свои отделения во всех районах Петербурга. Когда началась стачка, поп Гапон на собраниях своего общества предложил провокаторский план: 9 января пусть соберутся все рабочие и в мирном шествии с хоругвями и царскими портретами пойдут к Зимнему дворцу и подадут царю петицию (просьбу) о своих нуждах. Царь, дескать, выйдет к народу, выслушает и удовлетворит его требования. Гапон взялся помочь царской охранке: вызвать расстрел рабочих и в крови потопить рабочее движение»...

Конечно, Георгий Гапон был двигателем того процесса, который привел к шествию. Но поднять, по разным оценкам, от 100 до 300 тысяч человек никакому харизматику не под силу. Очень многое сошлось в те дни в Петербурге и в итоге привело к трагедии. И исторические причины - поражение в русско-японской войне, тяжелое положение рабочих - здесь не главные. Поводом к началу забастовки, которая охватила все предприятия Петербурга (участвовало около 100 тысяч человек) послужило то ли увольнение, то ли угроза увольнения четырех рабочих Путиловского завода... В колоннах 9 января, кстати сказать, шли не только темные, верящие в доброго царя рабочие, но и эсеры, меньшевики, большевики. Правда, без своих лозунгов и знамен. Значит, верили в то, что требования (точнее, просьбы) «рабочих и жителей Петербурга» будут удовлетворены мирным путем. Сопровождали колонны приставы и околоточные надзиратели, вместо транспарантов люди несли иконы, хоругви. План был такой: подать петицию и ждать царского ответа возле Зимнего дворца день и ночь... Да, шествие завершилось стрельбой. Сотни людей были убиты и ранены, остальные разбежались. Сопротивление на Васильевском острове войска подавили за несколько часов. Но было ли 9 января рабочее движение потоплено в крови? Наоборот, забастовочное движение расширялось и, в конце концов, парализовало экономическую и политическую жизнь России. 17 октября Николай II издает манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который во многом совпадал с той петицией, что несли ему в январе «рабочие и жители Петербурга»...

Читать далее в блоге автора

религия, main, полиция, история, s_прошлое, политика, личности, society

Previous post Next post
Up