В основе изображения фрагмент картины «Урок анатомии доктора Тульпа», 2016
Наслаждение цветом неба, течением воды или пухлыми щеками младенца не сравнится по силе с удовольствием от созерцания трупа. И чем тот безобразнее, тем притягательнее для представителей нашего вида. В сегодняшнем выпуске рубрики - картина про людей, изучающих механику жизни через смерть. Как всегда, разобрав сюжет полотна на атомарные частицы, обойдёмся без искусствоведческого выпендрёжа вроде «атомарных частиц».
Итак, люди обожают трупы. Идеально, если трупы ещё и ходят - фильмы про зомби сдают лучшую кассу и в категории ужасов, и в категории комедии. Кого-то смех разбирает на похоронах, и это естественная реакция удивлённого организма на пугающее осознание собственной смертности.
Зрелище смерти увлекало и Рембрандта ван Рейна. Ни инфернальный, но декоративный
Босх, ни избегавший прямых заявлений
Брейгель, ни другие герои рубрики «Картина недели», не высказывались на тему получения чувственного и умственного удовольствия столь радикально. Удовольствие Рембрандта многосоставно и человечно, и сейчас речь пойдёт именно о нём. Об остальном Рембрандте, и об этой работе в частности, написаны тома, ведь он самый обласканный вниманием живописец-революционер классической грядки.
Картина написана в 1632 году, её заказали амстердамские врачи. Успешные торговцы и богачи по праву рождения заказывали натюрморты и обнажёнку, а люди, умевшие что-то делать, предпочитали изображения себя в процессе производства.
Справка о смерти
Полное название полотна - «Урок анатомии доктора Тульпа». Это не единственная картина Рембрандта с таким сюжетом: тогда писать уроки и групповые портреты было страшно модно. Врач Николас Тульп здесь главный. Долгие годы он был главным лектором и анатомом Гильдии врачей города Амстердама и очень любил, когда его писали.
Современный практикующей медик
ivroz рассказывает о своём опыте общения с мертвецами и рассказ его превращается в полноценный культурологический очерк, из которого пытливый читатель, если не испугается объёма трактата, узнает почти всё о голландской медицине того времени и том, какую характеристику она получила от Рембрандта:
ivroz не был впечатлён своим первым разом в морге, чего не скажешь о встречи с шедеврами живописи :
«Для меня, человека XXI века, выбравшего ремесло врача, этот первый «визит» вызвал глубокое душевное потрясение. Я и большинство моих однокашников-неофитов ожидали почти мистического события: переступив через себя, мы готовились увидеть ту тонкую грань которая отделяет живое, мыслящее и чувствующее существо от бездыханной уже материи… Но с таким волнением ожидаемое это действо произошло гораздо проще, чем мы ожидали. Не было ни экзальтированных возгласов, ни гримас отвращения, ни обмороков. Профессор несколько мрачновато и довольно сально шутил, показывая нам на наглядном примере основы строения различных органов. Осмысливая потом произошедшее, я понял, что то, первое, вскрытие явилось для меня моментом одновременного уверования и разочарования. Вера в высшее предназначение человека - потому что уже само тело его удивительно тонко и сложно устроено, как точнейший научный прибор. И разочарования ибо тело тленно, и достаточно одного маленького сбоя, чтобы эта сложная машина перестала работать.
В королевской галерее Маурицхейс, что в Гааге, где-то между «Смеющимся мальчиком» Франса Халса, «Быком» Паулюса Поттера и «Девушкой с жемчужной сережёкой» Яна Вермера, хранится немалый холст кисти великого Рембрандта, который своей цветопередачей и композицией сразу выделяется среди всех прочих картин галереи. Картина эта, названная «Урок анатомии доктора Тульпа», совсем не похожа на радостные пасторали и светящиеся драгоценными украшениями и слезинками глаз портреты светских особ жизнеутверждающего искусства позднего Ренессанса…»
Читать далее в блоге автора
«Урок анатомии доктора Деймана» написан 24 года спустя, в 1656-ом
Почему вам будет легко понять Рембрандта
- на картине происходит многоступенчатый акт наслаждения. Ученики Тульпа вкушают плод от древа познания, они прокачивают головы, наслаждаясь собственной крутостью, и получают чувственное удовольствие от общения с мертвецом. Если выражаться рафинированным языком, тут имеет место незамутнённое удовлетворение одновременным торжеством эроса и танатоса;
- собравшиеся на урок доктора узнают закон, по которому функционирует тело, с одной стороны, и работу смерти с другой. Строго говоря, вы пятилетний, отрывающий лапки жуку или голову пупсу, делали ровно то же и с тем же результатом для развития вашей личности. И да, к садизму такие детские занятия пока не имели отношения - тревогу нужно бить, когда человеку уже 10, а не 5, и он перешёл на живность покрупней;
- на «Уроке анатомии» впервые открыты порнографические, на вкус обывателя, детали, которые были немыслимы до Ренессанса. Анатомические театры были закрыты для широкой публики, доступ имела только элита: члены профессионального сообщества и извращённые мыслящие богачи, котором продавали билеты за очень большие деньги. На картине человеческий труп стал предметом поп-культуры, а это большой подарок Рембрандта обществу, начинающему шевелиться в сторону сотворения богопротивного культа из человека;
- это безбожное высказывание, опять же, недопустимое во времена Лихого Средневековья. Европейцы впервые отказываются от концепции безграничного и вездесущего Бога, он больше не объясняет всего на свете. Публика начинает мыслить критически и познавать эмпирически, единая истина перестаёт существовать. И этот нарисованный труп рецидивиста Ариса Киндта очень помогает рядовому европейцу думать своей головой.
Действующие лица и их выражения
Главарь сборища доктор Тульп приподнимает мышцы рассеченной руки мертвеца Киндта, бывшего при жизни преступником и много натворившего этими самыми руками. Пальцы трупа сгибаются от манипуляций с мышцами! Задача консилиума - полное разоблачение этой магии.
У всех слушателей Тульпа одинаковый имидж. Ощущение такое, что их стригут в одном и том же барбершопе - прямо как принято сейчас у московских модников. Физиономии при этом отличаются разнообразим реакций: человеку справа откровенно дурно, судя по взгляду он, собственно, в гробу видел эти уроки. Левый испытывает благоговейный страх.
А вот страх не тупой, а любопытный. Мужчина с рыжеватой бородой и красноватым лицом заинтересован уроком, но, похоже, мучается с перепоя, и его, конечно, посещают мысли о вечном. Человек, которого мы видим выше, позирует Рембрандту. Рембрандт вообще первый из коллег, кто отказался от маханического изображения людей, ценного в котором было разве что портретное сходство. Вместе с людьми он писал своё отношение к ним.
Доктор явно фаворит Рембрандта. Он изображён на удивление не противным: человек, увлечённый своим делом, настоящий профессионал, просто душка, словом. И да, вы уже, наверное догадались, что Тульп - это тюльпан. Фамилия досталась врачу от древних голландских цветочников.
Имя этого человека тоже известно. Его зовут Якоб Блокк и он явно самый прилежный слушатель урока, получивший от Рембрандта самую лестную характеристику. Он напряжённо следит за движениями мёртвых пальцев и чувствуется, что сознание его полностью во власти голоса Тульпа. Блокк отдувается за всех похмельных и тщеславных моделей.
Если верить знатокам, перед собранием в правом углу с точки зрения наблюдателя, расположился раскрытый том атласа доктора Андреаса Везалия. Это удалось определить по фрагментам изображенного на видимой странице разъяснительного текста.
Anonimous, ЖУРНАЛ ЖЖ, 2016 год
Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:
«Мистерия ХХ века» Ильи Глазунова «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля «Ад» Сандро Боттичелли «Блудный сын» Иеронима Босха