КРЫЛАТЫЕ СПРУТЫ СОЗНАНИЯ ИЗИДОРА ДЮКАССА. Поэт, для которого не было запретных тем

Apr 04, 2016 15:22


Песни Мальдорора, Alejandro Colucci
ОТ РЕДАКЦИИ: 170 лет назад 4 апреля 1846 года родился Граф Лотреамон. Он не был ни графом, ни Лотреамоном. В жизни его звали намного проще - Изидор-Люсьен Дюкасс, писатель, поэт, автор знаменитых «Песен Мальдорора», шокировавших читателя бесконечными преступлениями, перверсиями и проклятиями в адрес Творца. hannibal-md рассказывает о предтече постмодерна, чьим именем клялись сюрреалисты. В возрасте 14ти лет Изидор пересекает океан и направляется в страну предков - во Францию. Здесь он с 1860 по 1865 учится сначала в лицее города Тарб, а потом в лицее города По. Среди литературных увлечений мальчика-тени произведения Байрона, Бодлера, Мицкевича, Эдгара По. Из немногих дошедших до нас описаний бесспорно талантливого юноши, сохранилось также следующее, авторство которого приписывают одному из его одноклассников, Полю Леспесу:

«Я вижу до сих пор этого большого, хрупкого молодого человека, спина немного согнута, бледнокожего, длинные волосы падают, спутанные, на лоб, голос звонкий. В его физиономии не было ничего примечательного. Обыкновенно он был грустен и молчалив и как бы замкнут на себе. Часто в зале для занятий он проводил целые часы, локти на пюпитре, руки на лбу и глаза в классической книге, которую он не читал; казалось, он погружен в мечтания... Ему нравились Расин и Корнель и более всего „Эдип-король“ Софокла. Сцена, в которой Эдип издает вопль боли, глаза его вырваны, проклиная свою судьбу,- ему казалась очень красивой. Он всегда жалел, что Иокаста не достигала здесь вершины ужаса и не покончила с собой на глазах у зрителей!.. Он обожал Эдгара По... Мы его считали в лицее фантазирующей душой и мечтателем, но в глубине своей хорошим мальчиком...»

И что же может знать о жизни обычный офицерский сынок, пусть и намертво сражённый упадническими настроениями любимых литературных авторов? И за отрывками описания биографий, конечно же, скрывается не один сезон года, но ежедневное, ежевечернее перекипание внутри себя самого. Однако время выводов и вопросов ещё не пришло - поверьте, вам не придётся долго ждать финала, так как жить нашему герою осталось буквально несколько лет.

По окончанию обучения, в 1865ом году следы Дюкасса внезапно обрываются. То есть он абсолютно исчезает из поля зрения друзей и родственников. Ни во Франции, ни в Уругвае, в родном, как кажется, Монтовидео, никто не знает, где он находится. И многие из вас уже пребывают в замешательстве - что же это за жизнь такая, которой, как кажется, и нет вовсе? Но может кто-нибудь из вас знает, что такое прервать собственную линию биографии и просто выпасть вникуда? Пропасть на несколько лет с радаров всех возможных зрителей шоу собственной жизни?


Иллюстрация к Песням Мальдорора, Enrique Corominas, 2007 год

Обнаружится наш главный герой самостоятельно - в 1868ом году, благодаря собственным попыткам публикации некоего загадочного и непостижимого для двадцатилетнего молодого человека произведения. Труд этот, который все психиатры будут позже называть работой душевнобольного, откажутся печатать все возможные издатели. Однако, мытарства Дюкасса, в итоге, всё-таки закончатся успехом - Альберт Лакруа за деньги автора отпечатает его произведение под названием «Песни Мальдорора». Только вот незадача - печатник напрочь отказывается распространять тексты, написанные Дюкассом. Слишком уж слог крепкий, мысль тяжёлая. И за такую мысль, извините, не долго и за решётку загреметь. Это ещё повезет, если за тюремную. Молодой человек пытается разрешить ситуацию в свою сторону, он даже посылает копию первой песни Виктору Гюго, и, в итоге, в «Parfums De L’Аме», в январе 1869го года, уже рождается граф Лотреамон, именем которого Дюкасс расписывается под своей первой официально выпущенной публикацией.

Псевдоним этот, как считает большинство учёных, Изидор взял из произведений Эжена Сю, хотя существует множество других толкований его как удачного сокращения или грамотно простроенной аллюзии. И если прослеживать дальнейшую жизнь Лотреамона, в коего превратился - именно превратился - молодой растерянный поэт, то можно сказать, что именно он говорит из этих более чем странных записок голосом великого Мальдорора. Именно он совершает все эти акты насилия, как над плотью, так и над духом человеческим. И именно он, я более чем уверен, не даст своему материальному создателю закончить работу над следующей задумкой, в которой голос зла должен был полностью померкнуть. В конце ноября 1870 года при более чем загадочных обстоятельствах, вернее, как будет написано в некрологе «без других сведений», Изидор Дюкасс будет найден мёртвым в собственной кровати. Ему будет 24 года. И вот, собственно, мои уважаемые читатели, вся жизнь - у вас на ладони, так сказать. Небольшая спринтерская дистанция без особых, как кажется, препятствий. Всего лишь пара дат - родился, учился, пропал, умер. И на фоне этого одно достаточно спорное произведение, которое, как водится, не будет оценено современниками. И, как вы думаете, возможно, пора заглянуть на витиеватые дорожки этих запачканных непередаваемой грязью страниц?


Иллюстрации к Лотреамону, Адольф Хоффмейстер, 1967 год

Часто случается, что литературные герои продолжают жить уже после смерти своих создателей. Немного реже случается, что автор не успевает застать взросление собственных персонажей. Здесь же случай более чем уникальный - литературный образ болезненно выдавил из себя автора, сделав бессмертным имя собственного детища. И, по прошествии более ста лет после смерти Дюкасса, мы вновь внимаем песням дикого Мальдорора, как, буквально, вчера написанным. Главным героем этого произведения становится, конечно же, злобный демон, как кажется, не принадлежащий ни к одному из известных, даже самых безумных пантеонов. И давайте уже понемногу взрослеть. Давайте читать смысл, непосредственно, слизывая его горький нектар со страницы книги.

И вы очень любите себя, если после прочтения этого стопроцентного самопроклятия, захотите остаться человеком. Вы когда-нибудь чувствовали вокруг себя абсолютно бездушное пространство? И не хотелось ли вам, в параноидальном приступе, запуганным собственным удушьем, разрезать себе горло острой бритвой ровно вдоль? Вашему покорному слуге, как вы можете понять, такая мысль в голову приходит более чем часто. И вы не можете даже понять, каково облегчение, получаемое при последнем взгляде на продольный разрез вашей глотки. И бордовая кровь уже течёт по груди - такая тёплая и солёная на вкус.

Впервые Лотреамон попробует вкус крови когда будет насиловать беззащитного юношу с завязанными за спиной руками и затянутыми платком глазами. И помните разницу между реальным создателем и созданным образом! Да и велика ли разница, если слёзы человеческие так вкусны? Разве вы никогда не облизывали щёки плачущих девушек или юношей и не чувствовали этот горьковато-солёный вкус? И здесь уже, как вы понимаете, следует множество вариантов использования человеческого тела в качестве предмета собственного удовлетворения. Как вы помните, один из великих, например, утверждал, что истинный вкус поцелуя можно почувствовать, лишь набив полный рот кокаина. И что же мы с вами тогда знаем об истинном вкусе поцелуя? Но речь не об этом, не об этом, не об этом! И никакого наслаждения Лотреамон, конечно же, не испытывает. Он ждёт финала этого, воистину вакхического зрелища. Финала, в котором мальчишка, на котором кое-где лохмотьями висит кожа, руки которого он нещадно выкручивал несколько минут назад, начнёт причинять ему, великому истязателю такую одурманивающую физическую боль. Но, вы же прекрасно понимаете это. И неужели никто не наслаждался страданиями самых ужасных мук? Неужели никто инстинктивно не порывался слизывать свою кровь с маленького аккуратного пореза на мягкой подушечке своих белых утончённых пальцев? И кто из вас может сказать, что ему не понравился этот чёртов ВКУС!?


Иллюстрации к Лотреамону, Сальвадор Дали, 1934 год

Когда вы начинаете разбираться в абсолютной грязи этого мира, в вашу голову приходит идея, что всё происходящее вокруг - фикция. И расскажите мне, что в этом мире уже нельзя вывернуть наизнанку? Чем нельзя подкупить или, наоборот, бесконечно продать? И как можно даже думать о благоприятном развитии событий, когда вокруг происходят такие ужасающие вещи? Я прошу вас сейчас об одном - проглотить эту горькую гадость и больше никогда не возвращаться к нижеупомянутой теме: святынь и веры не существует. Нет ничего во внешнем мире, что может дать вам помощь или защиту. Религиозный Бог же, если таковой и существует, спасает от страданий только безгрешных. И покажите мне, покажите истинно безгрешного! И я, пожалуй, плюну ему в лицо, указав пальцем и назвав того, кто бессовестно вас обманывает! На это обрекает вас ваш хвалёный религиозный лидер, как вы понимаете. И да, мы будем рассматривать церковную мораль отдельно от религии. Наш герой же уже выражает сочувствие олицетворённой в едином образе Проституции, заявляя, что больше сочувствия в нём вызывает несчастье, нежели лживая мораль современного времени, в котором за каждым троном прячется крошка Цахес, а каждый второй священник уже нарушает самим собой провозглашаемые нормы! И где в эти минуты прячется их хвалёный Бог, почему он их не карает? И кто этот самый материальный Бог, если на то пошло? Первый бессмертный человек в космосе?

И кровавые поля уже застилаются бледными телами и бесконечным отчаянием. Тоскующие по вечности псы готовы сжалиться над любым живым существом и отправить его туда, где нет и никогда не будет лжи и предательства, безликих и бессердечных людей, которые уже твёрдо решают доказать, что гуманизм - фикция. И вы уже садитесь в тот самый омнибус, рядом с сохшимся, пожилым стариком и бесстрастного вида дамой. Вы боитесь посмотреть в эти мёртвые пустые глаза, в которых уже ничего не осталось. Плёнка дергается, и темно-серые пятна время от времени закрывают неприлично долго, как в фильмах Дэвида Линча, тянущийся кадр. А в этот момент вы уже слышите, как сзади за экипажем уже бежит, сбивая ноги в кровь, мальчик в изорванном тряпье. И все эти люди вокруг - они делают вид, что ничего не происходит. Омнибус едет дальше, а вы уже вскипаете в общей подлой тишине. И вы понимаете, что все эти лица - бесконечно безразличные, мёртвые, считающие себя лучше других проклятые ублюдки! И когда мальчика с истёртыми ногами подберёт с залитой кровью мостовой немой от постоянных трагедий старьёвщик, вы расплачетесь как последний слюнтяй и уже выблюете в лица окружающих вас выродков, что просто не можете жить по законам бездушного стада, ежеминутно гипнотически контролирующего поведение всех его марионеток, начнёте проклинать их не разбирая рода-племени. И того сморщенного от времени старика, уткнувшегося в мягкую тёплую подушку самомнения и эту разъевшуюся девицу, которая думает, пожалуй что, лишь о том, чтобы набить своё брюхо!

«Остановите, умоляю, стойте! Я голоден... у меня в кровь разбиты ноги... меня бросили родные... я пропаду... я хочу домой... остановите, позвольте сесть, мне не дойти пешком... я малое дитя, мне только восемь лет... я так на вас надеюсь...»


Издание Comte de Lautréamont : Les Chants de Maldoror, Alexis Orloff, 1958 год

Всё абсолютно равно! И где был ваш Бог в эту минуту, кто мне ответит? Разве это не очередной глупый символ, который окружающий мир просто несёт на себе как переводную татуировку, не имея ничего за душой? И в таком свете чудовищный, просто демонический Мальдорор, конечно же выглядит единственным спасителем ситуации и более того - единственной реально существующей высшей силой!

«Не знаю, но только я и сам страдал не меньше того, кого мучил! Прости, прости меня, дитя! Я бы хотел, чтобы, окончив срок земной жизни, мы с тобою, соединив уста с устами и слившись воедино, пребывали в вечности. Но нет, тогда я не понес бы заслуженного наказанья. Пусть лучше так: ногтями и зубами ты станешь разрывать мне плоть - и эта пытка будет длиться вечно. А я для совершения сей искупительной жертвы украшу свое тело благоуханными гирляндами; мы будем страдать вместе: я от боли, ты - от жалости ко мне. О светлокудрый отрок с кротким взором, поступишь ли так, как я сказал? Ты не хочешь, я знаю, но сделай это для облегчения моей совести...»

Перед смертью Изидора Дюкасса, граф Лотреамон поспешит оставить несколько эпитафий, назначение, а главное, адресат которых, так и останутся загадками. Особо интересна одна:

«Это был подросток, который умер от легочной болезни - вы знаете почему. Не молитесь за него»

И, когда множественная личность Дюкасса полностью рассыпется на аналог какой-то извращённой троицы - маленький мальчик из Монтовидео, циничный и откровенно извращённый Лотреамон и некий «несвятой дух», факел и лампада, мрачный Мальдорор, придёт время уходить со сцены. Не успел Дюкасс перебороть своих двух оппонентов, не смог переиграть. И его заявлению о том, что в новой книге всё будет иначе, что развитие персональной вселенной продолжится, не суждено будет сбыться. А кто-то из вас уже улыбается, и я даже знаю почему... Грязное животное! Да ты просто знаешь, что первоосновы не могут подлежать обсуждению! И Лотреамон, конечно же, водит за нос своего создателя, внушая, что ещё можно всё вернуть, что страшнейшие грехи против выгребной ямы человечества можно искупить какими-то простыми применениями не несущих в себе ничего обрядов, обычным маранием бумаге... Подлец! Сволочь! Ведь он САМ, САМ всё рассказал, сам подвёл своего создателя, да и читателя к той точке, которая неоспоримо утверждает - «Света в этом мире НЕТ!!» И есть только отблески маленьких болотных огней, которые ведут в лапы религиозных сект или безрадостное томление в среде самопогрызания и самоуничижения! Но это не сделает мир лучше, это суицидальный прыжок из окна социальной структуры. Тех, кто отрёкся, больше нет! А Лотреамон, которому на ухо уже нашёптываются всё новые и новые откровения, продолжает изобретать всё новые и новые методы исправления общества:

«Сделаю следующее: сконструирую и реализую котлован в сорок квадратных лье и соответственной глубины. Там будет жить колония вшей, да, омерзительно девственных вшей. Они будут свиваться, извиваться серпантином, змеиться во всех направлениях. Замысел у меня такой: я вырву вошь из волос человечества и после трех ночей спаривания брошу в котлован. Человеческая сперма, бесполезная в любых случаях, будет принята на сей раз, принята фатально. Через несколько дней множество монстров, сжатое, сконцентрированное в материальное ядро, вырвется на свет божий. Это отвратительное скопище со временем расширится, обретет гибкую текучесть ртути, разветвится в бесчисленные ветви, займется взаимопожиранием - рождаемость все равно превышает смертность. Время от времени я смогу подбрасывать в яму какого-нибудь ублюдка, проклятого матерью или, допустим, руку... Оглушу хлороформом какую-нибудь девушку и ночью отрежу...

Если вши покроют планету, как песок морской берег, род человеческий будет уничтожен в чудовищных страданиях. Я с крыльями ангела, распростертый в пространстве, созерцатель.»

Культовая передача о Графе Лотреамоне - Крылатые спруты сознания (уч. Е. Головин, Г.Осипов)

Первая адекватная публикация «Песен» будет осуществлена лишь через пятьдесят лет после смерти Изидора Дюкасса, тело которого уже навсегда освободят и Мальдорор, и Лотреамон. И если первый, конечно же, поселится на страницах собственных песен, с которых продолжить декламировать гимны всему первоосновному, то Лотреамон поглотит личность юноши из Уганды настолько, что при упоминаниях вышеобозначенного произведения прежде имени автора будут упоминать его псевдоним. Полное поглощение... Однако творчество на этом не закончится, кстати. Именно во время иллюстрирования «Песнен Мальдорора» в работах Сальвадора Дали впервые промелькнёт образ стекающих часов. Ну да это так, к слову.

И мы с вами, мои шокированные господа, имели сегодня честь присутствовать на самом коротком пиршестве смерти. Пиршестве, которое продолжалось не более пары лет. И вы, конечно же, без труда определите стартовую точку этого процесса - я абсолютно уверен в вас. Что же касаемо изложенных мной сегодня идей... Что же... Каждому из вас самому решать, насколько близок к разгадке знаменитых мистификаций добра был ужасающий Мальдорор. Хотя в этом плане, как водится, каждый останется при своём мнении. Собственно, как и всегда.

s_прошлое, main, личности, society, ужасы, литература

Previous post Next post
Up