Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография неизвестного автора, 1837 год
Решение о строительстве первой в России железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село было принято 3 апреля 1836 года - ещё был жив «Солнце русской поэзии» Александр Пушкин, а со дня пуска в эксплуатацию первой в мире пассажирской железной дороги в Англии прошло всего 11 лет. Первую русскую дорогу построили быстро, но после этого появление новых веток шло черепашьими темпами вплоть до Великих Реформ 1860-х.
«Немец придумает, а русский человек мучайся»
Своим возникновением первая русская железная дорога обязана немецкому инженеру Францу Герстнеру, начавшему работать в России в 1834 году. Уже через год он подал записку императору Николаю I, в которой отмечал:
«...Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения...»
Герстнер предложил для начала связать столицу империи с дворцовыми пригородами, потом протянуть ветку уже до Москвы, а оттуда - в Казань, Нижний Новгород и Одессу. Он отстаивал свои интересы: чтобы в течение первых двадцати лет работы дорога была его собственностью. Но в этом Николай I инженеру отказал. Тем не менее предложение Герстнера поддержал известный прогрессивный реформатор первой половины XIX века Михаил Сперанский и строительство первого, «опытного» участка до Царского Села разрешили.
veniamin_smel : О первой железной дороге
...После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства дорог специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги (Петербург - Царское Село - Павловск). Средства для выполнения работ (три миллиона рублей) были собраны по подписке в течение шести месяцев.
Из блога veniamin_smel
К весне 1836 года все было подготовлено для начала работ. Насыпь начали возводить в мае 1836 года. Всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам и артелям в 30-40 человек. Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии. Стройку охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей.
Всего в период наиболее интенсивного строительства насыпи на трассе работали до 1800 человек. Во второй половине лета к ним присоединилось 1400 солдат, снятых с Красносельских лагерей. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.
Торжественное открытие всей линии Царскосельской железной дороги в присутствии всех министров и дипломатического корпуса состоялось 11 ноября 1837 года. Первым рейсом из Петербурга в Царское Село управлял сам Герстнер. До Обводного канала в целях безопасности поезд шел медленно, и лишь перейдя мост, начал набирать скорость. Через 35 минут под громкие рукоплескания и крики «ура!» встречающих поезд подошел к платформе станции Царское Село. Здесь в двух больших залах приехавших ожидали накрытые столы, состоялся торжественный банкет.
Открытие железной дороги вызвало небывалый резонанс в обществе. Всюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра давали водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль была отведена паровозу.
Читать далее в блоге автора
Колыбель нынешних РЖД
Российская промышленность уже в начале XIX века сильно отставала от ведущих стран Европы и потому практически всё для первой железной дороги в России закупили в Великобритании и Бельгии: рельсы, стрелочные переводы, крепления, 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов. А вот колея с самого начала отличалась от европейских стандартов - она была ещё шире, чем сегодня (1829 мм). Герстнер считал, что это должно повысить устойчивость и грузоподъёмность состава (по его требованию паровозы должны были иметь мощность не менее чем в 40 лошадиных сил, чтобы вытягивать состав с 300 пассажирами на скорости 40 вёрст в час). Со временем часть товарных вагонов, паровые машины для водоснабжения, железнодорожные водопроводные трубы и дорожные механизмы начали изготавливать на Александровском заводе в Санкт-Петербурге. С мая 1838 года поезда по линии Санкт-Петербург - Царское Село впервые начали ходить по расписанию.
В последующие десятилетия вплоть до 1860-х годов железные дороги в России строились крайне медленно - входившую тогда в состав империи Варшаву соединили с австрийской Веной, протянули воспетую Некрасовым линию до Москвы и... в общем-то всё. Но короткая, «игрушечная» дорога до Царского Села всё-таки выполняла более важную функцию, чем сообщение с царской резиденцией. Здесь обкатывали поезда и приобретали важный опыт первые российские машинисты, технические работники. Здесь же отбирались подходящие к условиям России образцы паровозов и вагонов.
alex_anpilogov пишет:
Об истории Царскосельской железной дороги можно почитать у ЖЖ-автора hvac, который, к сожалению, покинул нас вот уже три года тому назад.
Я же приведу лишь свой комментарий к истории модернизации и пути человечества вперёд, который и описывает Царскосельская железная дорога:
До пуска железной дороги в Царское Село возчики преодолевали расстояние до Павловска за 2,5-3 часа и обходилась эта поездка в 15-17 рублей, что было дорого даже для столичного Санкт-Петербурга. Из Петербурга в Царское Село ходили и дилижансы, где одно место стоило 7 рублей ассигнациями. Дилижанс ехал в Царское Село с массой остановок, общий путь занимал до 5 часов. Стоимость же проезда по железной дороге в вагоне первого класса составила 3,5 рубля до Павловска (2,6 рубля до Царского Села), а сама дорога занимала меньше часа, даже с учётом всех остановок.
После денежной реформы в 1838 году тарифы на Царскосельской дороге поменяли. Проезд в вагоне 1-го класса от столицы Российской Империи до Царского Села стал стоить 75 копеек серебром, в вагоне 2-го класса - 50 копеек, в вагоне 3-го класса - 35 копеек, а в вагоне 4-го класса - 20 копеек. При этом комфортабельность поездки в вагоне 4-го класса вполне была сравнима с дилижансом прошлых времён.
Вот та революция, в которой я бы хотел участвовать...
Читать далее в блоге автора