edu.rambler-co.ru, 2016 год
Дизайн - это новый рок-н-ролл, именно он сегодня стал такой же объединяющей людей стихией, что и музыка в 1970-х. Чтобы стать ещё понятнее, он использует новый инструмент - психологию. При этом парадокс: и дизайн, и психология в сознании обывателя до сих пор в проходят в категории лженаук, которые ежедневно и незаметно для него борются за его, обывателя, внимание. ЖУРНАЛ ЖЖ выяснил, как они делают это вместе.
Вообще, если действительно хочется понять предмет, нужно как минимум идти на лекцию и воркшоп
«Создание дизайна, ориентированного на человека», который пройдёт 26-го марта в Москве. Но если коротко, чтобы войти в курс дела, можно почитать нас, ЖУРНАЛ ЖЖ. Мы заблаговременно поговорили с лектором, предпринимательницей Екатериной Соломеиной, основательницей
Future London Academy и соавтором книги
«Британский дизайн». Мы узнали, почему плохой дизайн может спасать жизни, какой фразы сильнее всего боятся современные дизайнеры, и почему любой потребитель никогда заранее не знает, чего именно хочет.
(Для перехода к сайту кликните по баннеру)
Психология дизайнера, наигравшегося со шрифтами
Первым делом ЖУРНАЛ ЖЖ спросил у Екатерины Соломеиной, какие новые пытки придумали друг для друга всезнающие заказчики и недобросовестные дизайнеры к 2016 году: оборот «поиграйте со шрифтами» был настоящим ночным кошмаром начиная с 2000 года, но появилось кое-что похуже.
«Вообще, я всегда выступаю на стороне заказчика - «клиент всегда прав». А его комментарии нужно уметь правильно читать. Я живу в Британии, здесь все очень вежливые и политкорректные, трудно понять, кто что думает о твоей работе на самом деле. Лично я предпочла бы слышать призывы поиграть со шрифтами, чем фразу «это выглядит интересно». Под этой популярной фразой может таиться всё самое ужасное».
Ваши кейсы пахнут ладаном: загробные успехи и блестящие провалы
«Среди научных подходов к дизайну сейчас очень популярна нейропсихология, которая фокусируется на том, как работает наш мозг и почему мы принимаем решения так, как принимаем. На эту тему выпущена масса научно популярных книг, например, рекомендую «Драйв» Дэниела Пинка. Есть более серьёзные научные работы, такие как «Психология влияния» Роберта Чалдини, результаты которых мы и стараемся претворять в жизнь, работая в компании Mind Gym, которая наполовину состоит из профессоров и кандидатов психологических наук. С помощью дизайна мы можем менять поведение людей», - рассказывает о своём деле Екатерина.
Дизайн может убивать и спасать жизни. Задача психологии в дизайне - диагностика преждевременной смерти клиента от неправильно сработавшего дизайна:
«В одной больнице переделали дизайн. Раньше у каждого пациента над койкой висел листок с перечислением его лекарств. Они все были очень страшные, кое-как написанные от руки. Дизайнеры решили всё унифицировать, напечатали единообразные листовки с красивым шрифтом. И убили очень много людей. Оказалось, что когда всё написано красиво, и ничто не режет глаз, то такая информация не раздражает и не доходит до адресата. Следовательно, иногда хороший дизайн должен быть по-настоящему плохим».
Дизайн всемогущ. При ложном подходе его средствами можно навредить и себе, и клиенту нанести травму лучших традициях серого маркетинга:
«Недавно представители одного агентства, с которым мы работали, рассказали хороший пример. Клиент пришёл с задачей: сделать так, чтобы при оформлении корзины в его интернет-магазине, перед оплатой из неё нельзя было убрать ни одной позиции. Вот таким образом заказчик хотел повышать продажи. Агентство ему отказало. Потому что, если в краткосрочной перспективе продажи действительно повысятся, то в долгосрочной попросту не будет доверия и хорошего отношения к бренду. Это убыточная стратегия».
Осенний перезапуск
«Кинопоиска» показался интернет-пользователям настоящим преступлением против гуманистических идеалов человечества. Открыв утром сайт, люди первым делом увидели дизайн и начали возмущаться. Позже выяснилось, что под предлогом редизайна у постоянных пользователей отобрали привычный функционал, но ещё не зная об этом, они уже они готовы были разорвать дизайнеров.
«Расскажу такую историю. У «Гугла» всегда было много ужасных проектов. Был мессенджер GoogleWave, который сейчас уже никто не помнит. В «Гугл» считали, что продукт убьёт Skype. Его разработка отняла кучу денег, им занималась отдельная команда. Проект не прижился. Его закрыли, а всю команду при этом повысили! Ошибки происходят всегда и нужно вместе учиться на них, а не искать, кто виноват и увольнять. Поэтому в истории с «Кинопоиском» самое печальное то, как всё закончилось для команды, работавшей над перезапуском. Хотя все они научились очень многому».
Помоги себе сам. Как дизайнер избавляется от вилки в мозге
В связи с новыми тенденциями в совмещении дизайна и психологии хочется придумать термин «нейродизанер» и называть так дизайнера этого нового прокачанного типа. Но можно ли сказать, что психология как инструмент заменит дизайнеру интуицию и художественный опыт?
«В своей книге «Думай медленно... решай быстро» израильско-американский психолог Даниэль Канеман сильно ассоциирует интуицию с дизайном. Согласно его теории существует две мыслительные системы (именно мыслительные, это не физические отделы мозга): быстрая для принятия решений и медленная, применяющаяся когда нам требуется время чтобы поразмыслить. Канеман говорит, что мы делаем множество вещей, полагаясь на интуицию, которая нам часто врёт: мы сами себя программируем в отношении большинства случаев, соответственно, в каждом конкретном случае мы можем ошибаться. Хотя чаще всё таки будем правы. Например, мы думаем, что белые мужчины около 50-ти лет - хорошие руководители. Это, конечно, не универсальная правда, но мы чаще видим руководителей, которые выглядят именно так, поэтому мозг откладывает это знание как истинное. Множество решений мы принимаем именно таким способом».
Когда у человека включается критическое, пессимистическое мышление, то отключается радужная и самоуверенная интуиция. Когда люди более позитивны, они больше полагаются на интуицию и чаще ошибаются. Люди, которые меньше полагаются на интуицию, совершают меньше ошибок. Но они грустные.
Психология может спасти дизайнера от так называемого творческого кризиса. Мозг работает у всех по одним и тем же правилам. И настраивается на работу тоже.
У нашего восприятия есть еще один фокус. Доказано, что когда мы чувствуем себя не вовлеченными в определённую группу людей, у нас в мозге возникает такая же ментальная боль, равносильная той, как если бы в него тыкали вилкой. То есть, если все пошли на вечеринку, а тебя не позвали, то в мозг как бы тыкают вилкой. То же самое происходит на работе. И когда, согласно последним тенденциям, всюду говорят что для повышения продуктивности коллектива нужно нанимать, например, больше женщин и пожилых людей, забывают о том, что с разношерстной публике еще предстоит найти общий язык. Поэтому главное создать для дизайнера, работающего в команде, психологический комфорт, убрать от мозга злую вилку невовлечённости, тогда человек будет работать лучше. Когда личность думает, что она никому не интересна, её продуктивность невероятно падает, и не смотря на все таланты, такой человек не сможет быть хорошим сотрудником.
Помоги пользователю сам. Как нас дурят фокус-группы
Когда надо дизайнеру-психологу пора этично останавливаться в изучении привычек пользователя, чтобы не нарушить его личные границы и не хакнуть случайно всю его систему?
Здесь собеседница ЖУРНАЛА ЖЖ Екатерина Соломеина напоминает, что пользователь до сих пор сам не знает, чего именно он хочет. Он не может хотеть того, чего он не видел и не знает, что может хотеть. До появления «Инстаграма» никто не кричал, что ему срочно нужно приложение чтобы наложить на фотоснимок фильтры. Несмотря на описанные в этой статье возможности продвинутого психологического подхода, многие вещи невозможно изучить психологическим предсказанием. Их можно только запустить и протестировать на живых лабораторных людях. А фокус-группа, например, - очень опасная вещь, потому что люди часто говорят совсем не то, что они думают. На мнение группы часто влияет лидер, или люди могут не уметь правильно формулировать свою точку зрения, или же на них давят наводящие вопросы.
«Был такой замечательный эксперимент, когда одну группу студентов спрашивали, насколько счастливыми они себя ощущают, а потом задавали вопрос о количестве свиданий, которое у них было на прошлой неделе. А людям из второй группы вопросы задавали в обратном порядке: сколько было свиданий, и насколько они счастливы. Оказалось, что в первой группе корреляции между двумя ответами не было: уровень счастья студентов не зависел от количества свиданий, а во второй группе зависел. Так наш мозг может связывать абсолютно не связанные вещи и выдавать за личный опыт, если того требует положение».
Как мы написали дизайн заголовка этой статьи
Под конец беседы ЖУРНАЛ ЖЖ нагло попросил Екатерину помочь придумать заголовок для этого материала. Предлог убедительный, мол, заголовок статьи - это, по сути, дизайн его упаковки.
Были предложены следующие рабочие варианты. Первый: «ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ДИЗАЙН» с аллюзией на знаменитую фразу из «Соляриса» - «человеку нужен человек». Второй: громоздкий «ДИЗАЙН КАК РОК-Н-РОЛЛ XXI ВЕКА». И третий: претенциозный «НЕЙРОДИЗАЙН». В результате ни один не пригодился, а родилось нечто совершенно иное. Екатерина предложила сделать название максимально провокационным и противоречивым. Сообщить, что дизайна больше нет, а есть сплошная психология, и придумала заголовок «ДИЗАЙН НЕ НУЖЕН».