Коллаж, ЖУРНАЛ ЖЖ, fatcatart.com, 2016 год
ЖУРНАЛ ЖЖ продолжает деконструировать произведения великих художников, избегая искусствоведческих ругательств вроде «деконструировать». Сегодня рассмотрим многослойную «Меланхолию» Лукаса Кранаха Старшего, выставка работ которого (и его сына Лукаса Кранаха Младшего)
открылась в Москве.
На днях департамент рекламы Москва
счёл неэтичными плакаты с фрагментом картины «Сад земных наслаждений», анонсирующие мультимедийную выставку
Босха, которая откроется 19-го марта, и они были демонтированы. Кранахам пока ничего не угрожает - всё неэтичное в полотнах художниках густо закодировано.
Кранахов было не так много, как Брейгелей, ставших героями предыдущего
материала, а всего двое - отец Лукас Кранах Старший и его сын Лукас Кранах Младший. Старший считается политически сознательным революционером, обожавшим идеи Мартина Лютера и преобразившим всю немецкую живопись, а Младший, начинавший, как водилось в художественных династиях, с копирования полотен отца, окончательно утвердил основные тренды изобразительного искусства Северного Возрождения.
Сегодня разберёмся, какие элементы знаменитой «Меланхолии» могут заинтриговать поборников общественной морали.
Почему вам будет легко понять Кранаха Старшего?
- «Меланхолия» - это очередная аллегория, которая была актуальнейшим жанром живописи Раннего Возрождения. Меланхолии писали
Дюрер и Беллини, а веками позже и режиссёр фон Триер, подтвердивший, что у меланхолии во все века женское лицо. При этом меланхолию, изображённую художниками, не следует путать с другими явлениями вроде истерии, так называемых нервов и прочих модных в прошлом психических состояний, которые приписывались исключительно женщинам как существам полуразумным, но чрезмерно чувствующим.
- С древнегреческого «меланхолия» переводится как «чёрная желчь». Античная медицина утверждала, что все болезни происходят от дисбаланса физиологических жидкостей. Считалось, что их было четыре: кровь, слизь и жёлтая и чёрная желчь. Отсюда же происходит учение о темпераментах: у меланхоликов был перебор с грустной чёрной желчью, потому они получались такими унылыми, а вот у буйных холериков буквально кипела и расплёскивалась жёлтая желчь. Флегматики истекали слизью, а нормальной крови было в избытке только у уравновешенных и всесторонне гармоничных сангвиников. Позже Юнг разбил эти четыре типа еще на четыре, а советско-литовский социолог Аушра Аугустинавичюте - снова на четыре, и получилась увлекательная концепция, известная нам как
соционика.
- По сути Кранах, как и Дюрер двадцатью годами ранее, в 1514-ом, писал картину о депрессии, которую, к несчастью его современников, пока не могли лечить медикаментозно, но верили в естественное исцеление через акт творения. Таким образом меланхолия, эта «тёмная ночь души», ведёт к чистому видению и возвышает над повседневностью, - стоит только поднять зад со стула и совершить что-нибудь худо-бедно великое с вдохновенным лицом. Получалось, что у художников, частенько страдающих тем, что сейчас зовется аффективным расстройством, и прочих артистов, есть мощное преимущество перед биохимией.
Что символизируют изображённые на картине объекты?
1. Срамные старухи
Эти пожилые дамы летят на шабаш. Возможно, конечная цель их путешествия - это скала, на которой стоит следующий элемент - замок. А то какой шабаш без горы повыше? Фигура в красном, напоминающая сутенёра - сам Сатана. Он ведёт адское войско в своём отдельном пространстве. Отряд движется параллельно человеческому войску, которое изолировано и находится чуть ниже. Но тоже несёт смерть, разрушения и ад, только всуе.
2. Неприступный замок
Если рассматривать замок как место сбора нечисти на свою дьявольскую мессу, и учитывать политические взгляды Кранаха, то, получается, что всё зло сотворено в высших эшелонах и за крепостным рвом.
Или наоборот: замок имеет реальный прототип. В нём покровитель художника Фридрих III укрывал почитаемого Кранахом Лютера от Папы Римского во время гонений.
3. Шар и обруч
Это не метафора соития, как может показаться. Хотя если очень хочется, то почему бы и нет?
Пухлые младенцы явно задумали провести шар через обруч неподходящего диаметра. Их труд тщетен, и по выражениям лиц понятно, что им всё понятно. А если всё таки вам симпатична половая версия, то и бесплодный труд (а люди в тяжёлой депрессии либо недееспособны, либо обесценивают результаты своих усилий), можно срифмовать с бесплодным актом.
4. Пёс и куропатки
Спаниель явно болен. Тогда не было зоопсихологов и люди не знали, что и высшие млекопитающие могут страдать депрессией. Вот он и страдает. И, будучи охотничьей собакой, не обращает ни малейшего внимания на глупых куропаток, которые для него сейчас лёгкая, но бесполезная добыча. Куропатка, прячущая голову под крыло - это грешник, расслабившийся в отсутствии немедленной небесной кары. Но всему своё время. Меланхолия знает, где он.
5. Ангелоподобная женщина с прутом
Похожая муза-персонификация меланхолии изображена и на упомянутой выше гравюре Дюрера, но кранаховская уже явно миновала стадию лютого отчаяния и готовится вдохновить художника на нечто грандиозное. Меланхолия переродится в творческий подъём. Как при биполярном расстройстве. Прутом муза намеревается подгонять прокрастинирующего творца, угрожая ему кастрацией: Фрейд бы прочёл руку, обрабатывающую ножом фаллический символ, именно так.
6. Белые тапочки
Тапочки просто выглядят странно: они слишком похожи на современную обувь. И на каждой аллегории меланхолии Кранаха (вообще
таких картин
несколько, просто эта самая известная) они изображены немного по-разному. И иным зрителям внушают ужас.
ЖУРНАЛ ЖЖ, 2016 год
Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:
«Аллегория вкуса» Яна Брейгеля
«Ад» Сандро Боттичелли
«Блудный сын» Иеронима Босха