vikond65, 2016 год
ОТ РЕДАКЦИИ: 90 лет назад, 16 марта 1926 года, американский изобретатель Роберт Годдард запустил первую в мире ракету на жидком топливе. И хотя это была всего лишь экспериментальная модель, которая взлетела только на 12 метров, фактически она являлась прообразом большинства современных космических ракет-носителей. Об этой и других разработках изобретателя пишет
vikond65.
Модель имела оригинальную «рамную» схему. Для обеспечения устойчивости в полете Годдард разместил двигатель вверху, а баки с топливом и окислителем - внизу. Топливом служил бензин, окислителем - жидкий кислород, подача этих веществ в камеру сгорания осуществлялась сжатым азотом, то есть, была применена вытеснительная схема питания двигателя, которая и сейчас используется во многих жидкостных ракетах. На заставке слева - Годдард со своим первым изделием незадолго до пуска. Справа - вторая, увеличенная модель, запущенная через месяц.
В американском руководстве не оценили перспективности «игрушек» Годдарда. Несмотря на многократные просьбы, он так и не получил поддержки от государства и был вынужден заниматься своими исследованиями на преподавательские заработки и на деньги спонсоров, которых постоянно не хватало. Тем не менее, в 1926 - 1942 годах он с несколькими помощниками, работавшими «за идею», построил и испытал 35 различных ракет. Несмотря на то, что эти ракеты делались, как говорится, «на коленке», в слабооборудованной мастерской и за копейки, в них были впервые применены многие технические решения, впоследствии ставшие классикой мирового ракетостроения.
NASA, 1926 год
Для стабилизации полета использовались газовые рули, работавшие от гироскопического автопилота, камера сгорания и сопло двигателя охлаждались компонентами топлива, а в 1936 году Годдард впервые построил и испытал многокамерный ЖРД. В 1938 году он решил заменить вытеснительную систему подачи турбонасосами, что позволяло значительно облегчить ракету, однако не смог найти фирму, которая согласилась бы за небольшие деньги сделать соответствующий агрегат с необходимыми параметрами.
Наивысшего результата из всех годдардовских ракет достигло изделие L-B, которое 27 февраля 1937 года взлетело на высоту примерно 3000 метров. Между тем, с начала 1930-х годов в Германии тоже велись аналогичные изыскания, причем там они имели щедрое государственное финансирование. На ракетную программу работали сотни инженеров и техников, обладавшие всем необходимым, вплоть до целых заводов. Неудивительно, что к концу десятилетия немцы намного опередили американского «кустаря-одиночку». Уже в декабре 1937 года ракета А-3 достигла высоты 12 км, а в 1942-м следующая модель А-4 поднялась на 83 километра и упала в 193 километрах от точки запуска. Годдард о таких результатах даже не мечтал.
Позже на базе А-4 сделали боевую баллистическую ракету V-2, ставшую одной из технических сенсаций Второй мировой войны, однако это уже другая история.
СПРАВКА ЖУРНАЛА ЖЖ:
Первая советская жидкостная ракета ГИРД-Х была запущена 25 ноября 1933 года. Ракета длиной 2,2 метра и массой в 29,5 килограмм поднялась на высоту 75-80 метров и упала недалеко от места старта. В качестве горючего использовался 75% водный раствор спирта, окислителя - жидкий кислород.
Ракета была создана группой изучения ракетного движения (МосГИРД) под руководством Сергея Королева. Исходные проработки проекта выполнены Фридрихом Цандером.
Конструкция ГИРД-Х получила развитие в более совершенных советских ракетах, созданных в 1935-1937 годы.