ВТОРСЫРЬЁ. Норвегия больше не верит в нефть и продаёт бумаги российского ТЭКа

Mar 10, 2016 18:45


Скриншот видео-ролика, 2013 год
Норвежский The Government Pension Fund Global, один из крупнейших инвесторов в фондовый рынок РФ, продал бумаги российских компаний на 500 млн долларов. Одновременно в Норвегии предприятия сворачивают нефтедобычу. Доверие к углеводородам, судя по планам североевропейских нефтяников, вернётся не раньше 2019 года. Кого продал норвежский фонд

The Government Pension Fund Global - не только весомый игрок на российском рынке, но и самый большой пенсионный фонд в мире, пишет Energyinsider. За минувший год число открытых позиций фонда по акциям российских компаний уменьшилось с 72 до 56. В основном инвестор избавился от электроэнергетиков, в числе которых Enel Россия, МРСК Юга, «Мосэнерго» и ещё несколько генерирующих и электросетевых предприятий. Были проданы и бумаги «Роснефти». Всего пакет акций в российском сегменте сократился на 400 млн долларов.

Ещё на 100 млн долларов фонд распродал облигаций госкомпаний из РФ. Суммы инвестиций были символическими, отмечают отраслевые журналисты, но, тем не менее, The Government Pension Fund Global держал их годами. Доходность российских акций в 2015 году составляла 8,7% в долларовом выражении и более 25% в рублях. Но это не стала аргументом для сохранения пакета.

В ТЭК кризис почище финансового

Норвежские инвесторы сокращают вложения в нефтяную отрасль не только за рубежом, но и внутри страны. С середины 2014 году крона подешевела к доллару примерно на треть. Девальвация вместе с удешевлением топлива на мировом рынке поставила под вопрос многие углеводородные проекты - более половины вложений в них было сделано в норвежских кронах. Недавно гигант Statoil снизил инвестиции в одно из своих ключевых новых месторождений Juhan Svedrup более чем на 10%. Скорее всего, это не последнее сокращение, говорят в компании. Сегодня площадка входит в ТОП-5 по величине на норвежском шельфе.

В отраслевых ведомствах признают, что нефтяная отрасль Норвегии находится в состоянии кризиса, и скрывать это нет смысла. Добыча снижается даже несмотря на то, что появляются новые месторождения.

«Финансовый кризис по сравнению с этим кризисом ничто, - уверен аналитик банка Swedban Теодор Свин Нильсен. - Резко сократится разведка новых месторождений. Это плохие новости как для Норвегии, так и для норвежского шельфа».

С нефтяной заначки сняли неприкосновенность

О падении ВВП пока речи не идёт, но резервы, накопленные за счёт углеводородов, страна уже начинает расходовать. В числе антикризисных мер министерство финансов предложило снижение налогов и рост трат на поддержание занятости. Денег на эти цели в бюджете уже не нашлось.

В январе стало известно, что Норвегия впервые за 20 лет использовала средства из своего суверенного фонда, крупнейшего в мире. В эту «кубышку» складывали все доходы нефтегазового сектора, чтобы затем при необходимости покрыть из него бюджетный дефицит. Объем государственной заначки оценивался в начале года в 805-830 млрд долларов. Отсюда около 25 млрд долларов правительство возьмет на текущие расходы. В местной валюте это примерно 208 млрд норвежских крон. Но за прошлый год в суверенный фонд поступило почти в шесть раз меньше денег - всего около 38 млрд крон.

И если раньше целью фонда заявлялось сохранение нефтяных доходов для будущих поколений, то сейчас, похоже, он уже не рассматривается как неприкосновенное достояние. В том числе и потому, что Норвегия вообще не планирует основательно полагаться на нефтянку. По крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Ситуация может измениться не ранее 2019 года, ожидают в Norwegian Petroleum Directorate. До этого момента инвестиции в углеводороды будут снижаться.

s_экономика, нефть, main, politeconomy, кризис

Previous post Next post
Up