Контракт с Evian - один из главных источников дохода Марии Шараповой. Пока компания не делала заявлений о приостановке сотрудничества со спортсменкой.
Презентация бутылок Шараповой, 2014 год
Мария Шарапова
может потерять около $142 млн дохода, если её дисквалифицируют из-за допинга. Но вряд ли на отдыхе спортсменке придётся голодать с состоянием в
$240 млн. Тем более, что многим её коллегам, в чьей крови находили запрещённые вещества, удавалось выйти из этих ситуаций победителями. Их истории, а также мнение спортивных комментаторов Уткина и Дурново в обзоре ЖУРНАЛА ЖЖ.
7 марта Мария Шарапова призналась, что принимала запрещённый препарат мельдоний. Сразу после этого о приостановке контракта с ней заявила компания Nike, а о расторжении - производитель часов TAG Heuer. Смелый шаг спортсменки некоторые фанаты расценили как хорошо спланированную акцию. Спортивный обозреватель «Эхо Москвы» Алексей Дурново предположил, что она действовала по совету пиарщиков, так как информация о допинге рано или поздно стала бы известна прессе: «Шарапова сама сообщила, сама призналась и сама задала тон. Вероятно, таким способом получится как-то смягчить наказание. Получить не два или четыре года, а немного меньше. На это и расчет», - сказал Дурново.
Спортивный комментатор Василий Уткин тоже высказался по поводу скандала с Шараповой. По его мнению, девушке не нужны поддержка и защита. В первую очередь нужно понимать и помнить спортивные заслуги человека, который не перестал «есть ту таблетку, которая еще полтора месяца назад была абсолютно законной». «То, чего она достигла - незыблемо. Шарапова великая спортсменка. Это должно быть сказано. У нее плечо инвалида. Никакой милдронат эту проблему не решит. Она красавица. Но она не пошла по пути теннисной красавицы, она все выиграла <...> Я болельщик Серены, - признался Уткин. - А Маше, которая это не прочтет, я скажу другие слова: Мария. Вы гораздо красивее Курниковой».
Yann Caradec, 2011 год
Конспирологическую версию событий
предложил адвокат Виктор Левинский. По его мнению, теннисистка сама спровоцировала ситуацию, при которой будут расторгнуты рекламные контракты, чтобы уйти на покой и не выплачивать неустойку: «А если она уже просто устала от тенниса? Она уже долларовый миллионер, денег хватит на всю оставшуюся жизнь. Играя дальше, можно заработать еще больше, но вот незадача, это уже начинает надоедать, а контракты разорвать в одностороннем порядке, - себе дороже. А тут такой случай подвернулся, вот и воспользовалась», - написал юрист.
Мария Шарапова 11 лет подряд
возглавляла список самых высокооплачиваемых спортсменок мира. И теперь, действительно, может уйти на покой и ни в чём не нуждаться. Тем более, что дисквалификация на любой срок гарантирует ей непопадание на Олимпиаду-2016 в Рио, а дальше 28-летней теннисистке уже не будет смысла продолжать карьеру в большом спорте.
Попадавшие в подобную ситуацию спортсмены-звёзды есть практически во всех видах спорта. И у некоторых из них получилось достаточно заработать к моменту обнаружения допинга в крови, чтобы не беспокоиться до конца жизни. А кое-кому удалось и вернуться в спорт и подписать новые рекламные контракты.
Лэнс Армстронг, велогонки, потерял на допинг-скандале $75 млн
Когда говорят о допинг-скандалах в спорте, первым, как правило, вспоминают американского велогонщика, семикратного чемпиона «Тур де Франс» Лэнса Армстронга. В 1993 году он стал самым молодым чемпионом мира в шоссейных велогонках (22 года), а через три года подписал контракт с французской командой Cofidis на $2,5 млн. Через несколько месяцев у спортсмена нашли рак, и команда расторгла с ним контракт, выплатив треть суммы.
Но Армстронг переборол болезнь, а спустя два года выиграл «Тур де Франс» в составе скромной команды US Postal. Эта победа в общей сложности принесла ему $7,5 млн - на столько Лэнс заключил контрактов в первый год после гонки. Среди его партнёров были Nike, издательство Penguin (которое заплатило $525 тысяч за публикацию биографии и до конца 2000 года выплачивало процент с продаж), производитель очков Oakley и многие другие. US Postal поставил Лэнсу годовую зарплату в $2,5 млн. Оплачивались и конкретные спортивные успехи: первое место в гонке означало $1 млн премиальных, и отныне американец получал по $25 тысяч от организаторов других гонок по всему миру - просто за участие вне зависимости от результата.
Армстронг стал лицом грандиозной рекламной кампании Nike, посвяшённой помощи раковым больным,
Josh Hallett, 2009 год
В 2005 году после семи побед в «Тур де Франс» Лэнс заявил об уходе на покой, но потом вернулся и добился в 2010 году третьего места в генеральном зачёте гонки. Спустя год он завершил спортивную карьеру. Всё это время Армстронга обвиняли в применении допинга, но только в 2012 году после расследования, проведенного Антидопинговым агентством США, его дисквалифицировали пожизненно и лишили всех званий и наград, включая титулы победителя «Тур де Франс» и бронзовую медаль Олимпиады в Сиднее.
Лэнс выступал за Астану с 2008 года. Сумма контракта не раскрывалась, но, как
выразился исполнительный директор Федерации велоспорта Казахстана, гонщик «заработал на выступлениях за „Астану“ столько, что ему хватит намного».
Anita Ritenour, 2008 год.
С Армстронгом разорвали контракты все крупные бренды, включая Nike и пивоваренный концерн Anheuser-Busch. Когда спустя год Армстронг
подтвердил выводы агентства в эфире шоу Опры Уинфри, он оценил ущерб от скандала своему возможному доходу в $75 млн. Если умножить сумму контрактов первого года (а все они постоянно пролонгировались и росли, учитывая невероятные спортивные успехи Лэнса) на количество лет до разоблачения (секретом Армстронга был препарат эритропоэтин, который увеличивает насыщаемость крови кислородом), его состояние к тому моменту сильно превысило $100 млн.
Переживает трудные времена спортсмен во внушительных размеров особняке в Остине, доме подруги Анны в престижном районе Аспена и ещё одном - на гавайском острове Кукио. Правда, когда в 2015 году ему предъявили иск на $100 млн бывший напарник по US Postal Флойд Лэндис и правительство США, Армстронг
заявил, что у него нет таких денег и, в случае проигрыша в суде, он станет банкротом.
Алина Кабаева, художественная гимнастика, не потеряла ничего
Один из первых спортивно-рекламных контрактов в России был заключён с гимнасткой Алиной Кабаевой. В 2000 году за рекламу MP3-плееера Samsung ей
посулили $2 млн. В течение года Кабаева подписала договор с ещё одной зарубежной компанией и стала посланником швейцарской часовой марки Longines. За то, что спортсменка носила предоставляемые бесплатно часы, ей предназначалось $1 млн.
Click to view
Допинг-скандал разразился спустя несколько дней после подписания документов со швейцарскими часовщиками. 30 августа 2001 года Кабаеву вместе с другой российской гимнасткой Ириной Чащиной
уличили в употреблении фуросемида. Само это вещество фактически не является допингом, но его часто используют, чтобы замаскировать другие запрещённые препараты в анализах. Российских спортсменок тогда дисквалифицировали на год и заставили вернуть заработанные в 2001 году медали, в том числе с чемпионата мира.
Click to view
Этот случай, однако, никак не повлиял на карьеру Кабаевой, которая вернувшись в спорт, завоевала золото на Олимпиаде-2004 в Афинах. Также Алина получила все оговоренные деньги по контрактом,
оставаясь, как минимум, до 2006 года в орбите бренда Longines. В 2010 году, согласно декларации о доходах, депутат Госдумы Алина Кабаева
заработала 12,9 млн рублей (больше, чем коллеги Николай Расторгуев и Иосиф Кобзон), плюс две машины, три квартиры и участок земли. На следующий год она стала лицом спортивно-рекламной кампании «Газпрома», а в 2015 году снялась в рекламе телеканала Матч ТВ. Сколько она получила за эти проекты, неизвестно.
Тайсон Гэй, бег, лишился ежегодного дохода в $2 млн
Трёхкратный чемпион мира в беге на 100 метров и серебряный призёр лондонской Олимпиады Тайсон Гэй был уличен в использовании допинга в июне 2013 года. Прославившийся своим соперничеством с ямайцем Усейном Болтом (Гэй
«сделал» Болта на 100-метровке в 2010 году) тридцатилетний Тайсон
зарабатывал к тому моменту по $2 млн на рекламе ежегодно.
Агент бегуна Марк Уэтмор описывал своего протеже как компьютерного маньяка, обожающего фастфуд и постоянно переписывающегося с друзьями. Видимо, поэтому Уэтмор выбил для Гэя контракты с Adidas, Sega и McDonald’s. Также атлет выступал в качестве амбассадора Gillette и Omega - официального часовщика Олимпиады.
Обложка спортивного симулятора от компании Sega, посвящённого Олимпиаде-2008 в Пекине, с которой Гэй (крайний справа) уехал без медали
Однако, когда американское Антидопинговое агентство
выяснило, что Гэй принимал сжигающий жир стимулятор оксилофрин, оно аннулировало все его результаты с июля 2012 года - тогда в анализах впервые были найдены подозрительные вещества. В первую очередь спортсмена лишили олимпийской медали, полученной в эстафете 4×100 метров.
Вместе с наградами стали уходить и спонсоры. Сразу же после обнародования результатов допинг-теста компания Adidas
заявила о расторжении контракта с атлетом. Позже официальные представители Omega
высказались о возможности пересмотра условий соглашения. Другие спонсоры не заявляли о расторжении или продлении контракта, но с 2012 года Тайсон не появлялся в рекламе.
Click to view
Тем не менее, когда Антидопинговое агентство сократило срок дисквалификации Гэя с двух до одного года за сотрудничество (это страшно разозлило Болта, который
требовал пожизненного запрета для коллеги), Гэй смог вернуться на трэк в очень хорошей форме. Принесённые коллегам извинения и
регулярные победы стабилизировали финансовое положение спортсмена. И сейчас его состояние
оценивается в $12 млн. Хотя Nike пока
отказывается взять под своё крыло лично Гэя, спортивная компания
подумывает стать спонсором Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), одним из фаворитов которой является Гэй. Бренд Adidas, расставшийся перед этим лично с Тайсоном, но вложивший в IAAF больше $30 млн, как раз планирует расторгнуть договор с организацией в ближайшее время.