Продажа крепостных, фрагмент
картины Николая Неврёва, 1866 год
Позорнейшая страница в истории России, многовековое крепостное право, была перелистнута 155 лет назад, 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года. К этому времени в фактически рабстве находилось около 35% населения Российской империи - остальные уже имели свободу или как минимум полусвободу. Но кто свободы не имел - оценивался дешевле темнокожего раба из США или французских колоний.
Постепенность раскрепощения
Вопреки распространённому заблуждению, помещичьи крепостные крестьяне составляли вовсе не подавляющее население России (всего 35%). В то время в стране было фактически несколько крестьянских сословий, многие из которых получили свободу на несколько десятков лет раньше.
Больше всего повезло бывшим монастырским и церковным крестьянам, получившим личную свободу ещё при Петре III и Екатерине II в 1762-1764 годах. Начиная с 1803 года относительно небольшое количество крестьян смогли «выкупить» себе вольную по указу Александра I о вольных хлебопашцах. В годы царствования этого же императора вскоре после войны с Наполеоном было отменено крепостное право и в части наиболее «европейских» регионов империи - в российской части Польши, в Эстонии и Латвии. А в 1837-1841 годах благодаря так называемой «Реформе Киселёва» (известного противника крепостного права, тогдашнего министра государственных имуществ Павла Киселёва) стало фактически свободным и огромное сословие «государственных» крестьян.
uglich_jj : Крепостные в России и рабы во французских колониях
Поль Дюкре, бедный, но хорошо образованный эмигрант, приехал в Россию и создал в Москве в начале 19 века французскую школу... В 1822 г. он опубликовал книгу «Россия и рабство и их взаимоотношения с европейской цивилизацией».
Идея, которую развивает г-н Дюкре по ходу книги: Россия по сравнению с Францией - совсем нищая страна. Русский крепостной начала 19 века в пересчете на франки стоил 400-600 франков, и приносил хозяину самое большее 50 франков дохода в год (10%). В то же время негр-раб во французских колониях того времени стоил 2-3 тысячи франков и приносил 200-300 франков прибыли в год. Царская Россия - царство неэффективности.
Николай Касаткин, «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка», 1928 год
Ну а что? - Поскольку русский крепостной давал дохода немного, то ценился он дешево. Дешевле собаки для псовой охоты. Если толпу людей можно обменять на трех щенков, то чего б не заставить кормить их грудью? Щенок-то всяко дороже человеческого детеныша стоит...
Как пишет Дюкре, во Франции в самых осталых районах даже небольшое «вдовье» хозяйство из 2-3 женщин может дать 300-400 франков дохода в год, из которых половину эти женщины обыкновенно отдают владельцу земли. В России такое же хозяйство не даст помещику вообще ничего, хорошо если они прокормят сами себя...
Из печального (по сравнению с Францией) состояния сельского хозяйства в России Поль Дюкре сделал еще один интересный вывод: русский дворянин (в среднем) самый нищий в Европе, а бюджет Российской империи - самый тощий среди крупных держав. То есть дворянская рулетка в Баден-Бадене и всякие янтарные комнаты - это, современным языком, понты нации нищебродов...
Василий Максимов. «Все в прошлом». 1889 г.
Василий Максимов, «Все в прошлом», 1889 год
Прекрасная картина Максимова про старушку-помещицу. Старость - не радость в любом случае, а тут еще и поместье-то - не намного лучше крестьянского двора. Дом заколочен, они со служанкой переехали в какую-то избу рядом. А все почему - не Реюньон тут, и не Авиньон. Денег не нажить на пенсию бедному дворянину...
Читать далее в блоге автора
Современное рабство
И в наши дни рабство в самых его что ни на есть «классических» формах хоть и юридически запрещено, но фактически сохраняется в самых разных странах. Печальные лидеры в этом списке - отсталые страны Африки, где жертвами работорговцев и рабовладельцев становятся не только похищенные люди, но и продаваемые в рабство своими же родителями или опекунами дети. Причём, цены на «живой товар», начав падать ещё во времена Екатерины II и Павла I, продолжают падать год от года. В таких странах как Того или Бенин детей
продают, например, всего за $ 20. Далее они перепродаются в качестве домашней прислуги или проституток примерно за $ 400 в более богатые страны, такие как Габон или Нигерия.
mi3ch : Стоимость человека в России
...В 1800 году в газете «Московские ведомости» регулярно публиковались объявления подобного содержания: «Продаются за излишеством дворовые люди: сапожник 22 лет, жена ж его прачка. Цена оному 500 рублей. Другой рещик 20 лет с женою, а жена его хорошая прачка, также и белье шьет хорошо. И цена оному 400 рублей. Видеть их могут на Остоженке, под № 309...»
Историки подробно изучили объявления о продаже крепостных в «Санкт-Петербургских ведомостях» за последние годы ХVIII века. В среднем цены на «рабочих девок» составляли тогда 150-170 рублей. За «горничных, искусных в рукоделии» просили дороже, до 250 рублей. Опытный кучер с женой-кухаркой стоили 1000 рублей, а повар с женой и сыном двух лет - 800 рублей. Мальчики в среднем стоили от 150 до 200 рублей. За обученных грамоте подростков, «изрядно пишущих», просили 300 рублей. Но это были именно высокие столичные цены. В соседней Новгородской губернии в конце ХVIII века в глухом селе можно было купить «крестьянскую девку» за 5 рублей. А на окраинах империи человека зачастую покупали вообще по бартеру...
Хорошо обученная и молодая крепостная актриса «приятной наружности» обычно стоила от двух тысяч рублей и выше. Князь Потемкин как-то купил у графа Разумовского целый оркестр оптом за 40 тысяч рублей, а за одну «комедиантку» было заплачено 5 тысяч рублей...
Накануне вторжения Наполеона в Россию средняя по стране цена крепостного приближалась к 200 рублям. В последующие годы, видимо в связи с общим финансово-экономическим кризисом по итогам долгих и тяжелых для России наполеоновских войн, цены на людей упали до 100 рублей. На этом уровне они держались до сороковых годов XIX века, когда снова начали расти.
Интересно, что цены на крепостных в России были ниже, чем цены на рабов в Средней Азии. К середине XIX столетия в Хиве и Бухаре рабы стоили от 200 до 1000 рублей и выше. В те же годы в Северной Америке чернокожий раб-негр в среднем стоил 2000-3000 фунтов, то есть в три-четыре раза дороже средней цены русского помещичьего крестьянина накануне отмены крепостного права.
Читать далее в блоге автора
«Ножницы цен» на рабов
В начале нового времени цены на рабов были дорогими, иногда доходя эквиваленту нынешних 40 000 $. Но в наши дни в странах Третьего мира
«средний» раб оценивается примерно в $ 90, хотя еще в 1990-е годы эта сумма была в 1,5-2 раза выше. Возможно, это следствие с одной стороны усиливающейся перенаселённости отсталых стран Азии и Африки, с другой - участившихся войн, когда человеческая жизнь перестаёт цениться как таковая. При этом доходы рабовладельцев из богатых стран могут достигать астрономических сумм. Проведённое в 2003 году исследование в Нидерландах показало, что, в среднем, каждый сутенер, привлекающий секс-рабынь, обогащается на $ 250 000 в год. Торговля людьми сегодня оценивается как одна из самых прибыльных отраслей в преступном мире (после незаконного оборота наркотиков и оружия).
colonelcassad : Крепостной Петербург
В свете недавнего забавного вброса на тему Михалкова, который собрался снимать про благословенное крепостное право, хотелось бы отметить, что ранее имевшиеся высказывания Михалкова на эту тему, сделали эту новость весьма правдоподобной и много кто поверил, что Михалков мог дойти уже и до такого. Но собственно суть не в очередных гэгах вокруг Мастера. В попытках реабилитации наиболее темных сторон жизни РКМП, вопрос о крепостном праве всячески преуменьшается и делаются периодические попытки если и не оправдать, то представить это уродливое явление как нечто незначительное по сравнению с обычным европейским рабством, хотя сохранилось немало свидетельств на тему всех прелестей «просвещенного крепостничества».
В этом связи хотелось бы привести избранные моменты из замечательной книги Яцевича «Крепостной Петербург Пушкинского времени» 1937 года выпуска, где автор эпохи развитого сталинизма живописует прелести дореформенной РКМП.
...Продавали, - пишет современник, - повара - пьяницу - «золотые руки, но как запьет, так прощай на целый месяц», продавали лакея - «хороший малый, но извешался: из девичьей его не выгнать», продавали горничную - «услужливая и расторопная, но очень уж умна: в барыни захотела»...
Как записал в своих мемуарах адмирал П, В. Чичагов, он «пустил на выкуп», в начале XIX века своих крестьян. - «За каждую душу мужского пола, кроме женщин, мне выдали по 150 руб., - пишет он, - цена была назначена самим правительством. Желая в то же время избавиться от конского завода, устроенного в моем имении, я продал английских маток за 300-400 руб. каждую, то есть больше нежели вдвое против стоимости людей»...
Читать далее в блоге автора
«Пельменное рабство» в современном Израиле
Жертвами работорговцев и рабовладельцев иногда становятся при казалось бы совершенно невероятных обстоятельствах - для этого не надо быть маргиналом и соглашаться на переезд на «мутный» кирпичный завод. В Израильской Хайфе, к примеру, был зафиксирован почти анекдотический случай, если бы только его жертвам было не так печально.
Две красавицы заманивали молодых парней на квартиру, где вместо любовных утех вместе с сообщниками заставляли их лепить пельмени на продажу. Через три дня рабского труда жертв отпускали.
- Тесто катала какая-то старушка, а мы лепили пельмени, -
говорит жертва. - Когда мы выполнили норму, нас отпустили. Девушки в тот же вечер выехали опять на охоту за новыми рабами.
evg_ko : Реалии крепостного рабства
Начиная с Елизаветы Петровны, крестьян уже не считаются гражданами: они не присягают новому императору. За них это делает помещик. Особенно неприятно то, что властная, интеллектуальная и нравственные элиты российского общества были совсем не против порабощения крестьян. Историк Андрей Борисович Зубов восклицает: «Для меня это самое великое проклятье Императорской России. Ни с чем не сравнимое. Ни с чем. Я много занимался крепостным правом. Это наш позор, это наш кошмар. Позор и кошмар еще в том плане, что в Англии и Соединенных Штатах огромное количество людей боролось против рабства, а у нас никто не боролся. У нас никто крестьян своих не отпустил! Кроме Огарева. Ни Хомяков не отпустил, ни Киреевский не отпустил; никто не отпустил из наших философов правдолюбцев. У кого они были, конечно. У кого не было, у того некого и отпускать. Даже замечательный наш Новиков (???), который всячески пропагандировал христианство, издавал на русском языке богословские тексты и который сделал действительно очень много, благополучно торговал мужиками. Это считалось нормальным».
Выступление А.Б. Зубова в Третьяковской галерее (с 46 минуты).
...
Читать далее в блоге автора