НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ИСХОД. Церковь ищет причины появления детей-атеистов в семьях верующих

Feb 25, 2016 15:01


Фрагмент картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии», 1883 год
Согласно поговорке, «яблоко от яблони недалеко падает», но так бывает не всегда. Часто дети оказываются полной противоположностью родителям, в том числе - выросшие в набожных семьях становятся ярыми атеистами. Священники признают, что проблема существует и не всё так просто с пресловутой «духовностью». Клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, декан факультета психологии РПУ Пётр Коломейцев даже описал причины, почему это происходит. Интервью с Петром Коломейцевым опубликовал сайт pravmir.ru. Декан факультета психологии РПУ отмечает, что «во-первых, существует стихийный подростковый атеизм, когда у ребенка меняются представления о Боге. Детское представление уже не актуально, а взрослое еще не сформировалось». При этом родители не понимают особенностей этого сложного возраста и продолжают тащить подростка с собой в тот же самый храм, где собираются «одни старухи». «Подростка интересуют проблемы молодежной культуры, ему необходимо увязать ее со своей верой, поэтому говорить о религии с родителями вообще не получается, - отмечает Коломейцев. - Часто мамы и папы активно выступают против молодежной среды, которая окружает подростка. Она им кажется заведомо несовместимой с верой. Родители говорят ребенку: ты ходи в церковь, но ни в коем случае не прокалывай себе ноздрю, как Петя. Перед подростком, который хочет „тусить“ в молодежной среде, встает жесткий выбор: либо среда и окружение, либо вера».

Другой важный момент - формирующаяся сексуальность подростка. «Она движет им, толкает его на более активное и плотное общение с противоположным полом. А ему говорят: раз в тебе есть это, значит, ты перестал верить в Бога. Как это дико! - говорит Коломейцев. - Ко мне пришла одна дама и спрашивает: „Что мне делать? У меня дочь отпала от Бога... У нее парень есть. Они время вместе проводят. Кроме того, у нее такая-то прическа, такая-то одежда, она так-то красится... И я считаю, что пока она всем этим не переболела, не должна даже близко к церкви подходить. А она, представляете, говорит, что еще и исповедуется. Я не знаю, как это сделать, но хочу категорически запретить ей ходить в церковь! Потому что она должна жить или церковной жизнью, или нецерковной. Точка“.

Я попытался этой женщине объяснить, что Церковь существует, чтобы человек наладил свою жизнь: а совсем не для того, чтобы бросил всё, ушел в монастырь, жил как монах-отшельник. Выходит, мама своими руками ребенка из Церкви выпихивает».

А вот и ещё одна реальная ситуация: под воздействием тоталитарной в суждениях и поступках набожной матери её сын возненавидел женщин и стал геем, а дочь пристрастилась к наркотикам. «Казалось бы, там, где Бог и Церковь могли бы помочь справиться с проблемами, мама внушила им, что за всё это они лишаются Церкви и ее помощи. Получается, что Церковь помогает тем, у кого всё исключительно хорошо. А у кого всё плохо - пошли отсюда вон», - отмечает Коломейцев.

Позиция - «вот будешь хорошим ребенком - отведу в храм причащаться» абсолютно неправильная, сродни пресловутой рекламе «солидный Господь для солидных господ». Даже Фридрих Энгельс называл религию «сердцем бессердечного мира», человек тут должен получать помощь. Потому также неправильна и установка «от противного»: будешь себя плохо вести, потащу на исповедь. Как на расправу, чтобы священник наподдал как следует.

«В одной семье я наблюдал забавную ситуацию, продолжает Коломейцев. - Маленький мальчик, видимо, наслушавшись взрослых разговоров, сделал любопытный вывод. Он как-то обиделся на всех и воскликнул: «А я вот как вырасту, как стану батюшкой, я вас всех заисповедаю!» Понимаете? Он собирался отыграться на всех. То есть для него уже понятно из контекста, который существует в семье, что к батюшке вызывают на экзекуцию, отправляют на расправу.

Общий вывод, получается, такой: подросток уходит из Церкви и объявляет себя неверующим потому что ему сказали, что Церковь ему не помощник и он здесь лишний.

Но есть и ещё одна причина атеизма подростков, выросших в верующих семьях: когда «слово расходится с делом», когда дети с возрастом начинают понимать родительское лицемерие - за «фасадом» псевдорелигиозности существуют абсолютно нерелигиозное поведение и поступки. «Все разговоры о любви - это лишь разговоры о любви», - делает для себя вывод ребёнок.

«Если хочешь, чтобы подросток был христианином, то не надо его заставлять поститься и молиться, как монаха. Важнее взращивать в нем определенные нравственные качества. Если не хочешь, чтобы ребенок стал фарисеем, то и сам не будь таковым, - говорит Коломейцев. -  Есть такая поговорка „невольник - не богомольник“, то есть насильно заставлять молиться и ходить в храм ну никак нельзя. Вообще, это общие системные ошибки воспитания. Уроки-то нельзя насильно заставлять делать, трудиться нельзя заставлять, потому что иначе сформируете установку, что любой труд - наказание, а праздность - поощрение... Поймите, идеалы невозможно навязать. Свои идеалы и ценности можно лишь транслировать. Ребенок отпихивается от родителей, а вовсе не от их идеалов. Но получается, что отпихиваясь от родителей, от их диктата, он отпихивается и от всего, что с ними связано».

Читать подробнее на сайте pravmir.ru

дети, s_настоящее, религия, проблемы, main, society

Previous post Next post
Up