СКУЛЬПТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. После ХХ съезда Сталина в метро ломали, выпиливали и превращали в космонавта

Feb 25, 2016 10:06


Восстановление надписи с упоминанием Сталина на станции метро «Курская».
lusienius, 2009 год
ОТ РЕДАКЦИИ: На ХХ съезде КПСС Никита Хрущёв 60 лет назад, 25 февраля 1956 года, зачитал секретный доклад с разоблачением культа личности Иосифа Сталина. moscowhite в сообществе moya-moskva рассказывает, какие статуи и изображения вождя были «выпилены» из интерьеров станций столичного метро в соответствии с новой политикой. ...Представляю вашему вниманию подборку уничтоженных изображений Сталина в московском метро, которую я сделал не так давно.

«Курская» Кольцевой линии

Начнем мы с той самой величественной скульптуры работы Н.В.Томского, что находилась в наземном вестибюле «Курской». В последние годы ниша была занята аптечным киоском.


Из блога moscowhite

«Арбатская» Арбатско-Покровской линии

В эскалаторном зале находился огромный мозаичный портрет, выполненный скульптором Г. Опрышко. В одну из ночей 1955 года приехала бригада товарищей в штатском и уничтожила картину. Автор просил отдать ему хотя бы фрагмент с изображением головы Сталина, но получил отказ. Сейчас там просто декоративная рамка.


Из блога moscowhite

«Белорусская» Кольцевой линии

Среди мозаичных плафонов, выполненных во флорентийской технике, был и такой: труженицы села вышивают портрет Сталина. Теперь его место занял орден Трудового красного знамени.


Из блога moscowhite

«Бауманская»

В торце центрального зала станции есть мозаичное панно с красным знаменем. Сейчас очень хорошо видны границы новой вставки с Лениным.

Там же, в наземном вестибюле над эскалаторным наклоном высечена в мраморе цитата из приказа № 130 Народного комиссара обороны от 1 мая 1942 года: «Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь». До нас не дошла только тщательно затертая фамилия ее автора. Но если приглядеться в реале (на фото этого, увы, не видно), то пять букв имени вождя все равно упорно проглядываются.


Из блога moscowhite

«Павелецкая» Замоскворецкой линии

Над эскалаторным наклоном, ведущим на станцию из здания Павелецкого вокзала, сохранилось оформление первого, позднее разрушенного при реконструкции вокзала наземного вестибюля станции. Тут сильно не заморачивались - просто оставили пустой кружок (фотка полумертвая, но там совсем темно).


Из блога moscowhite

«Павелецкая» Кольцевой линии

В торце центрального зала был бронзовый барельеф со Сталиным. Теперь там мозаика с гербом СССР и могучими пролетариями обоего полу.


Из блога moscowhite

«Киевская» Кольцевой линии

Глядя на старое фото, нельзя не заметить, что ранее барельеф был круглый, а не прямоугольный, как сейчас, и изображение на нем было не мозаичным, а гипсовым. Источники говорят, что там были изображены и Сталин, и Ленин. Теперь в смальтовой мозаике увековечен только последний.


Из блога moscowhite

Там же, в круглом эскалаторном зале, построенном в 1953 году, по стенам идет мозаичная композиция почти что в египетском стиле - стар и млад делают приношение всяческих даров гербу советской Украины. Не совсем ясно, зачем все эти предметы неживому символу? А вот если представить на его месте знакомый профиль, то все получается вполне логично.


Из блога moscowhite

«Комсомольская» Кольцевой линии

Тут самая занятная история. Первоначально два последних мозаичных панно, «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы», выполненные великим художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом из них изображен Сталин, передающий знамя солдату (за спиной Генералиссимуса стоят его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович), а на втором - те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После того, как товарищ Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков (реальный стишок тех времен, мне друг рассказывал, у которого дед работал когда-то в НКВД), на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт», а «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего «Парада». С картины просто исчезло все сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.


Из блога moscowhite

«Новослободская»

Здесь тоже была непростая история. По эскизам того же Павла Корина сделали еще одну мозаику с изображением Родины-матери: навстречу людям идет женщина с ребенком, тянущим ручки к солнцу, только вместо солнца в верхней части мозаики размещался портрет Сталина. Некоторые чиновники находили в коринском панно сходство со знаменитой Сикстинской Мадонной Рафаэля и считали, что подобному изображению в советском метро не место. А Хрущеву, который приезжал осматривать станцию, особенно не понравились ноги Родины.

- Почему она босая?! - возмущался Никита Сергеевич. - Намек на то, что у нас в стране людям обуви не хватает?! Почему дискредитируете советскую власть?!

Пришлось спешно исправлять оплошность: «обувать» аллегорическую фигуру в некое подобие древнеримских сандалий. Тем не менее антипатия к «художествам» на «Новослободской» у Хрущева все равно сохранилась. Вскоре из ЦК последовало распоряжение: мозаику убрать! Однако авторы проекта Новослободской пошли на риск и решили спасти коринскую работу от уничтожения. Панно загородили снаружи фальшивой стенкой, облицованной мрамором. Родина-мать пребывала «в заточении» вплоть до отстранения Хрущева от власти. Лишь после этого Корину удалось добиться разрешения вернуть мозаику в интерьеры станции. Декоративную стенку сломали, а в верхней части панно взамен портрета Сталина поместили изображение ленты с надписью «Мир во всем мире». Злосчастные сандалии убрали, оставив женщину босоногой - как и было первоначально задумано художником.


Из блога moscowhite

Площадь Революции

Мало кто знает, что помимо 76 скульптур с пограничниками и спортсменками на станции была еще одна - в торце ЦЗ стояла статуя Сталина, выполненная тем же скульптором - М.Г.Манизером. Называлось это произведение «Сталин и конституция». Но при строительстве второго выхода со станции в 1947 году монумент убрали. Старых фото нет, просто поверьте на слово, информация проверенная.

«Краснопресненская»

В торце центрального зала этой станции стояла небольшая скульптурная группа в полный рост: Сталин и Ленин. Сначала ее просто убрали, а в семидесятые в этом торце построили переход на ТКЛ.

«Автозаводская»

Большая статуя вождя стояла в северном торце ЦЗ станции.


Из блога moscowhite

«Семеновская»

Эта станция носила имя самого вождя. На фронтоне наземного вестибюля был барельеф, а в торце ЦЗ - еще один. Если уличный замазали еще более или менее незаметно, то пустой кружок на станции не заметит только слепой...

Опубликовано в сокращении, читать подробнее в блоге автора.

Lenta.ru, Пик сталинского ампира:
...Наверно, самым примечательным случаем борьбы со сталинским наследием является панно на «Добрынинской». На нем изображены радостные физкультурники, идущие по Красной площади и несущие портрет Гагарина. Поскольку на момент открытия станции человечество еще не запустило в космос первый искусственный спутник Земли, несложно догадаться, чей портрет несли спортсмены - конечно же, Сталина...


Из проекта metro.lenta.ru, 2015 год


Спецпроект «Ленты.ру» «100 лет метро»

s_прошлое, история, метро, искусство, main, society

Previous post Next post
Up