ИМЯ БОНДА. Умберто Эко и агент 007

Feb 20, 2016 12:55


Умберто Эко у себя дома, Aubrey, 2010 год
Итальянский писатель Умберто Эко умер вчера в возрасте 84 лет. Специалист по средневековой литературе и массовой культуре, он написал сотни эссе и десятки книг. В экранизации самой известной из них, «Имени розы», главную роль монаха-францисканца исполнил «классический агент 007» Шон Коннери. Неизвестно, участвовал ли профессор в кастинге, но бондиану он точно знал и любил. ЖУРНАЛ ЖЖ публикует отрывок из знакового эссе Эко «Повествовательные структуры в произведениях Иэна Флэминга» - человека, который придумал Джеймса Бонда.

В 1953 г. Иэн Флеминг опубликовал «Casino Royale», первый роман о Джеймсе Бонде, «агенте 007». В этом романе, первом произведении писателя, не могли не сказаться тогдашние литературные влияния. В пятидесятые годы традиционные детективы-расследования были вытеснены детективами «крутого действия», а в этом жанре едва ли не главной фигурой был Микки Спиллэйн.

Несомненно, что М. Спиллэйну «Casino Royale» обязан по крайней мере двумя своими характерными чертами.

Во-первых - образом главной героини, Веспер Линд, которая вызывает доверчивую любовь Бонда, но в конце оказывается агентом врага. В романе Спиллэйна герой убил бы такую возлюбленную; у Флеминга девушке достает благоразумия покончить жизнь самоубийством. Но в реакции Бонда на её смерть - характерное для героев Спиллэйна превращение любви в ненависть и нежности в ярость. Бонд сообщает по телефону в Лондон: «Эта сука уже мертва» - и на том кончается роман.


Кадр из фильма "Казино Рояль", 2006 год

Во-вторых, Бонда преследует воспоминание о некоем японце, специалисте по секретным кодам, которого он хладнокровно застрелил: японец работал на тридцать шестом этаже здания RCA1 в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке, а Бонд выстрелил в него из окна на сороковом этаже соседнего небоскреба. Не случайна аналогия: Майка Хаммера (сыщика-супермена в романах Спиллэйна) также преследует воспоминание о каком-то низкорослом японце, которого он убил в джунглях во время войны - правда, с гораздо большим, чем у Бонда, эмоциональным вовлечением (у Бонда убийство, разрешенное ему официально как «агенту с двумя нулями», более асептично и бюрократично). У Майка Хаммера воспоминания об убитом им японце вызывают нарушения нервной системы (садомазохизм и, по-видимому, импотенцию). У Джеймса Бонда воспоминания о первом убийстве также могли бы стать причиной невроза, но в «Casino Royale» эта проблема решается без терапевтического вмешательства: Флеминг исключает невроз из своего списка повествовательных возможностей. Это решение повлияло на структуру последующих одиннадцати романов Флеминга и, надо думать, стало основой их успеха.

писатели, кино, s_почитали, lifestyle, main, литература

Previous post Next post
Up