Roel Hemkes, 2014 год
Иран отправил первые партии нефти во Францию, Испанию и… Россию. Что РФ будет делать с чужим топливом? Трейдера для перепродажи сырья в третьи страны создать в прошлом году так и не удалось. Пока чиновники путаются в показаниях, никому не нужные баррели идут в российский порт.
Танкеры с 4 млн баррелей иранской нефти подготовили к отправке в минувшую пятницу, сообщала
Lenta.ru. «Два миллиона баррелей груза были приобретены французской Total, остальное - двумя компаниями из России и Испании», - процитировали СМИ руководителя Национальной иранской нефтяной компании Рокноддина Джавади.
Прямые поставки начались после того, как ЕС и США 17 января сняли с Ирана санкции. Однако в РФ топливо собирались везти намного раньше. В 2014 году страны заключили сделку по принципу «нефть в обмен на товары»: Иран продает России сырьё, а на вырученные (у нас) деньги покупает (у нас) продовольствие и технику. Общий объем предполагаемого бартера - 70 млрд долларов.
В профильных ведомствах уверяли, что топливо приобретать не будут - топливной державе оно вроде бы ни к чему.
«Мы сами страна производящая. И мы не будем покупать их (иранскую - прим.ред.) нефть», -
сообщил глава Минэнерго Александр Новак.
Тем не менее, куда-то это сырьё всё-таки в России пойдет:
«В рамках нашего меморандума о расширении торгово-экономического сотрудничества Иран будет продавать нам нефть, а эти деньги будут идти на покупку товаров из РФ».
По версии чиновника, российская сторона всего лишь собиралась помочь с поиском покупателей на иранское топливо, и то - «при наличии такой возможности». Но продажу третьим странам, по данным СМИ, так и не запустили: созданная трейдерская схема получилась чересчур сложной и секретной. «Идея с трейдером-посредником оказалась неэффективной», - цитировал
«Коммерсант» иранского чиновника. Кому теперь достанется дешевеющее на глазах топливо - вопрос открытый. В качестве возможных покупателей упоминались две крупнейшие нефтяные компании из РФ.
В начале февраля иранская сторона говорила, что собирается продавать сырьё «Роснефти». «Со стороны Ирана есть готовность ежедневно продавать этой компании соответствующий объем нефти», -
рассказал журналистам один из советников иранского руководства Али Акбар Велаяти. О каком объеме идёт речь, и чему именно он должен соответствовать, Велаяти не уточнял.
«Лукойл»
обсуждал возможность сырьевого свопа и собирался менять свою нефть с Каспия на нефть Персидского залива. Это тоже не было строго товарно-денежной сделкой. Взамен «Лукойл» хотел участвовать в нефтегазовых проектах на территории Ирана. Сегодня подобная перспектива уже неинтересна. «При такой цене на нефть ни одна даже крупная компания не пойдёт даже на самые привлекательные запасы», -
говорил вице-президент «Лукойла» Леонид Федун.
На конец января в хранилищах Ирана
накопилось около 40 млн баррелей нефти, подготовленных к экспорту. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), в первом полугодии 2016 года переизбыток нефти в мире составит 1,75 млн баррелей в день:
«Рынок до краёв наполнен нефтью, и сложно предположить, за счёт чего нефтяные цены могут существенно вырасти в ближайшее время», -
уверены эксперты МЭА.