Самолёт Ту-95 из экспозиции музея,
deletant, 2013 год
Центральный музей Военно-воздушных сил меняет место дислокации. В конце января руководство ЦМ ВВС получило предписание из Минобороны о подготовке к переезду экспозиции в парк «Патриот», расположенный близ подмосковной Кубинки. В Монино уверены - техника переезда не переживёт, против перемещения экспозиции 1 февраля даже выступил думский Комитет по обороне.
Тема получила горячее обсуждение в блогосфере: музей ВВС - «намоленное», почти сакральное место для авиаблогеров, а Живой Журнал на протяжении многих лет был одной из координационных площадок для волонтёров, которые вели масштабную работу по сохранению его экспонатов. Аргументы противников большого переезда - в обзоре блогов.
Благими намерениями...
На все опасения общественности, связанные с грядущим переездом музея, Министерство обороны реагирует с полной невозмутимостью. Неназванный источник
Ленты. ру в военным ведомстве, сообщил, что это спорное решение было принято исключительно из благих побуждений: «Мощности парка „Патриот“ позволяют не только комфортно разметить экспонаты монинского музея, но и значительно расширить экспозицию ВВС, а также добавлять экспонаты Воздушно-космических сил в перспективе. Это невозможно сделать в Монино из- за отсутствия площадей». Кроме того, по мнению чиновников Минобороны, «Патриот» обладает лучшей транспортной доступностью и выставочной инфраструктурой. Но цена такой военно-музейной оптимизации может оказаться слишком высокой.
periskop пишет:«Желание на первый взгляд объяснимое, и рвение понятное. Однако есть нюанс. И он в том, что при таком «перебазировании» будут утрачены (или брошены на разграбление на старой площадке) практически все большие машины, большинство из которых - уникальны, а некоторые остались и вообще в единственном экземпляре в мире..."
Читать больше...
Нетранспонтабельные раритеты
самолёт Т-4 «Сотка»
deletant, 2013 год
Всего музей насчитывает более 35 тысяч экспонатов. Самые крупные из них - это самолёты Ту-114, 3МД, Ту-95, В-12, Ту-144, Т-4 и М-50. Очевидно, что без разборки и последующей сборки на новое место их не перевезти, причём, как утверждают сотрудники музея, некоторые машины можно будет разобрать только при помощи бензорезов. Даже несмотря на то, что самолёты будут всего-лишь экспонатами на вечной стоянке, эти действия могут привести к их скорой гибели.
deletant пишет: «Многие из них прилетели в музей своим ходом, и никогда, даже в советское время, не подвергались полноценному техническому обслуживанию и не разбирались на части. Поэтому попытка разобрать и собрать их сейчас приведёт к нарушению состояния конструкций и креплений, что вызовет неизбежные проблемы в будущем (коррозия, деформации и пр.).
Провоз экспонатов, особенно крупных, через всю Московскую область сопряжён с огромным количеством пересечений путепроводов, переездов, линий электропередач. Из-за этого перевозка может затянуться на неопределённое время, и полуразобранные машины могут быть очень быстро разграблены охотниками за цветметом (как произошло с ВВА-14 в Лыткарино).
Приведу пример. В 2007 году в музей вертолётом Ми-26 доставили учебно-боевой истребитель Су-17УМ3. Из-за неправильной центровки и строповки у самолёта были повреждены сопло двигателя и оба крыла. На восстановление потребовалось много сил и времени. Но это был борт, только что списанный из ВВС. Информации по центровке у монинских экспонатов нет, каждый из них необходимо будет вывешивать по отдельности, проведя не одно пробное вывешивание»
Читать больше...
Скорее жив, чем мертв
Многие экспонаты музея уже разрушены, на их восстановление нет средств
deletant, 2013 год
Объективности ради, стоит сказать, что нынешнее состояние монинского музея далеко от идеального. Причина упадка- в хроническом недофинансировании, которое музей испытывает с начала 90-х годов. Последний удар по истории авиации был нанесен в 2012 году. На волне оптимизации армейской структуры ЦМ ВВС был понижен до статуса филиала Центрального музея Вооружённых сил и с тех пор финансируется по «остаточному принципу». Источником сил и средств на поддержание техники стали спонсоры и волонтеры. С одной стороны включение экспозиции в парк «Патриот» должно улучшить положение музея. С другой, даже по предварительным подсчетам затея с передислокацией, помимо неизбежной потери многих экспонатов, обойдется бюджету в астрономические суммы. Может этим деньгам можно найти более рациональное применение?
periskop«И вообще, по-моему, это в принципе чудовищная затея -
раздёргать ради милитари-коммерции одну из крупнейших в мире авиаколлекций самолётов. Понятно, что „перебазирование“ будет её потерей. И ради чего? На этом фоне преступное уничтожение Ту-114 в Домодедово покажется лёгкой разминкой.
Не понимаю, если хочется сделать крутой милитари-парк - то почему нельзя сделать Монинский музей в целом его выносной площадкой? И тогда сохранятся нынешние схемы финансирования, если за них так уж цепляются. Затем реставрировать машины на месте, одновременно строя для них ангары, если денег на национальную историю наконец стало много...»
Читать больше...
СПРАВКА: Центральный музей Военно-воздушных сил (ЦМ ВВС) был создан 28 ноября 1958 года. Музей обладает богатой экспозицией вертолётов и самолётов как гражданского, так и военного назначения, а также оружия, инструментов, униформы, художественных работ. Общая площадь всех закрытых помещений составляет 5,5 тысяч квадратных метров, общая площадь открытого пространства, где также размещены экспонаты, составляет 20 гектаров.