В 1942 году Индира вышла замуж за Фероза Ганди, приняв его фамилию, но Фероз был не родственником, а лишь однофамильцем великого индийского политика Махатмы Ганди. Изображение: Индира Ганди и иранский шах с супругой,
Lübbe Verlag, 1970 год
Индийско-советская дружба, индийское кино, индийские благовония, индийское спальное бельё, Индира Ганди... Позднесоветскую жизнь без этого нельзя представить. Ставшая сегодня легендой женщина-политик впервые вступила на пост премьер-министра Индии 50 лет назад, 18 января 1966 года, - пишет
1mim. Её называли как «Матерью Индии», так и «мегерой и стервой порядочной».
Сегодня день замечательной женщины. Успешного политика, и как бы раньше написали, большого друга советского народа. В СССР и правда ее очень любили. Было время, когда девочек во всех концах нашей - тогда такой огромной страны - называли Индирами. И убийство ее оплакивали у нас всенародно и горестно. Любили не только как премьер-министра дружественной Индии, а еще и как прекрасный и гордый женский образ, который приняла эта страна в глазах миллионов.
Любил её и я...И как множество советских людей был огорчен и возмущен её убийством. И в детстве думал что её имя Инди Раганди... Мы вообще тогда очень дружили с Индией. «Хи́нди ру́си бхай бхай» на хинди - «индийцы и русские - братья» - лозунг времени.
В Индии имя Индиры Ганди до сих пор произносится с особым трепетом и уважением. Она стала первой женщиной в Индии, достигшей политического олимпа. И по праву до сих пор остается примером твердой воли, непоколебимого духа и безграничной любви к своему народу. Не на пустом месте появился знаменитый лозунг: «Индия - это Индира, Индира - это Индия»...
Незадолго до своей смерти, когда все предостерегали ее быть осторожнее, она распахнула двери своего дома для всех нуждающихся: индийцы приходили к ее порогу, чтобы рассказать о своих бедах и нуждах. Эта хрупкая,утонченная женщина стала матерью для целой страны, принеся в жертву свое личное счастье и свою жизнь.
Индира Ганди родилась в 1917 году в семье известного адвоката Джавахарлала Неру, который спустя 30 лет станет первым премьер-министром Индии. Семья Неру принадлежала к самой высокой и богатой касте индийского общества, поэтому детство девочки не было омрачено тяготами бедности, голода. Впрочем, религиозные родители приучили Индиру к тому, что богатство - это не самое главное в жизни. Когда девочке было четыре года, в еще колониальной Индии обострились столкновения с британцами.
В ответ на притеснения со стороны империи многие индусы отказались покупать и использовать привозные товары. Эту позицию поддержала и семья Неру: они устроили большой костер во дворе дома, в котором сожгли красивые наряды из привозных тканей, игрушки.
Особенно трудно маленькой Индире было расстаться с любимой французской куклой. Но родители приучали быть сильной и идти во всем до конца - собственными руками Индира бросила в огонь любимую игрушку.
Дочь первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру получила образование в Англии и по возвращении домой стала личным секретарём отца, сопровождая его в рабочих поездках. Со временем рос опыт Индиры, а вместе с ним и её влияние в политической жизни страны.
Но политика отнимала у Индиры отца и право на личную жизнь. Вспоминая те годы, она напишет в «Моей истине»: «Политическая борьба сделала мое детство аномальным, я постоянно чувствовала себя одинокой и незащищенной. Именно поэтому я так хотела посвятить все мое время детям. Потребность ребенка в материнской любви и заботе так же остра и фундаментальна, как потребность растения в солнечных лучах и воде... Вот почему моей главной проблемой сделалось примирение моих общественных обязанностей с ответственностью перед домом и детьми».
Единственным спасением в океане одиночества был её друг Фероз Ганди, общительный и добродушный молодой человек, полная противоположность Индире. Они познакомились давно: во время одной из демонстраций мать Индиры сбили с ног, и какой-то незнакомец помог ей подняться и отвез домой. Это и был Фероз Ганди.
Их разделяло важное для Индии препятствие - принадлежность к разным кастам: Индира - инду, а Фероз - парси, потомок переселенцев из Персии. Все это и вызвало затем жестокие конфликты в семействе, а позже, когда в 1942 году состоялось их бракосочетание, и недовольства по всей стране.
Молодая чета обзавелась двумя сыновьями - Радживом и Санджаем. Индира хотела защитить свой семейный очаг от бурь политики, но если носишь фамилию Неру, очень трудно уйти с политической сцены.
Индира долго выбирала имя первенцу и остановилась на синонимах имен родителей: малыша назвали Раджив Ратна - «раджив», как и «камал», значит «лотос», а «ратна» - это драгоценность, как и «джавахар». Имя матери Индира поставила на первое место. Потом на свет появился второй сын, и его как-то сразу назвали Санджей - «победа», тем более что и родился он в 1946 году, накануне провозглашения независимости Индии. Материнством Индира была упоена, она сама растила сыновей, не доверяя их ни нянькам, ни прислуге... Любимой цитатой Индиры в те времена была тагоровская строка: «ребенок появляется на свет как послание Бога о том, что Он еще не разуверился в человеке».
В 1947 году отец, избранный премьер-министром независимой Индии, привлек Индиру к работе в правительстве. Муж не смог вынести многословных речей клана Неру, строгостей протокола, обязывающих его сидеть на официальных обедах в самом дальнем углу - на краю стола, тогда как его жене отводились самые почетные места. К тому же ему мешало приклеенное к нему прессой унизительное прозвище «зять народа». Индира же постоянно страдала от бесчисленных мужниных измен и его яростных выпадов на заседаниях парламента против приближенных премьер-министра. В конце концов она порвала с ним.
В 1959 году Фероз перенес серьезный сердечный приступ. Испугавшись за жизнь мужа, Индира изменила отношение к нему. Они вновь пережили медовый месяц. Однако счастье оказалось недолгим: в сентябре 1960 года Фероз вновь попал в больницу, откуда выйти ему уже было не суждено.
А через четыре года скончался Джавахарлал Неру. Осиротевшая нация искала достойного преемника. В глазах индийцев Индира оказалась единственной продолжательницей идей отца и Махатмы Ганди. Через два года хрупкая, невысокая женщина стала премьер-министром огромной страны. Ликующие толпы приветствовали ее... Отныне ее стали называть «Индирама», что означало «Мать Индии».
Женщины-политики были в ту пору явлением нетипичным не только для Индии, но и для всего мира. В течение двух лет после смерти отца Индира Ганди занимала пост министра информации и радиовещания, а в 1966 году возглавила правительство, став второй женщиной-премьер-министром в мире.
49-летняя Ганди оказалась у руля страны, изнывающей от экономических, социальных, внутриполитических и внешнеполитических проблем. Премьер Ганди действовала решительно, не боялась ни ссор со вчерашними единомышленниками, ни военного конфликта с соседним Пакистаном. В жертву политической жизни была принесена жизнь личная. Жертвуя личным благом, Индира Ганди добивалась этого же и от других, что далеко не всегда находило понимание.
Тем не менее, развитие Индии двигалось вперед благодаря мерам, проводимым премьер-министром. Когда оппоненты были близки к тому, чтобы принудить её к отставке, она, ничуть не смущаясь, ввела в стране чрезвычайное положение. На посту премьера Ганди приняла ряд решений, которые помогли укрепиться Индии как независимой стране. Были национализированы банки, была построена первая атомная электростанция, ускоренными темпами развивалась тяжелая промышленность. Укрепилась дружба с Советским Союзом.
А благодаря успешной реформе в области сельского хозяйства, Индия перестала зависеть от импорта продовольствия.
Однако не все решения Ганди можно назвать удачными. В 1977 году ей удалось продвинуть программу «планирования семьи», которая проводилась через принудительную стерилизацию бедняков. Ценой этой ошибки стал проигрыш на парламентских выборах.
Но гораздо более сильным ударом для нее стала смерть младшего сына Санджея. В отличие от Раджива, который всегда отказывался заниматься политической деятельностью, Санджей всегда интересовался политикой, поддерживал мать и хотел продолжать ее дело. Но в 1980 году младший сын погибает в авиакатастрофе.
Но и эта потеря не заставила Ганди отказаться от политической борьбы. Уже через три года индийцы поняли, что оппозиционные силы устраивают их еще меньше. И Индира под лозунгом непримиримой борьбы с бедностью вернула себе премьерское кресло.
Впрочем, второй срок на этом посту оказался для Индиры роковым. Сопротивление сикхов - религиозной общины, которая с помощью террора добивалась независимости штата Пенджаб - достигло своего пика. Радикальные экстремисты требовали создания в Пенджабе независимого государства Халистан. Причём речь шла не о мирных протестах, а вооружённой борьбе. Лидер радикальных экстремистов Джарнаил Сингх Бхиндранвале в 1982 году поселился на территории главной святыни сикхов - Золотого храма в Амритсаре.
По сути дела, храм превратился в базу террористов, склад и даже завод по производству оружия. Открытый конфликт с сикхами на территории их главной святыни грозил тяжёлыми последствиями. Премьер-министр Индии это прекрасно понимала. Однако она понимала и другое - бездействие власти в подобной ситуации ещё более опасно.
Подразделения 9-й пехотной дивизии армии Индии в начале июня 1984 года блокировали храм, вступая в периодические перестрелки. Сложность ситуации заключалась ещё и в том, что на территории храма, помимо террористов, находились сотни мирных паломников. Тем не менее, премьер-министр Индии Индира Ганди отдаёт приказ о проведении войсковой операции по «зачистке» храма, получившей название «Голубая звезда».
5 июня боевикам был предъявлен ультиматум - немедленно покинуть храм. С территории комплекса вышли только 129 человек. Вечером того же дня армейские подразделения начали штурм. Согласно официальным данным, в ходе штурма погибли 83 военнослужащих и 492 человека внутри храма - как боевики, так и мирные паломники, в том числе 30 женщин и 5 детей. Среди убитых оказался и лидер экстремистов Джарнаил Сингх Бхиндранвале. Однако радикалы утверждали, что войска уничтожили до 10 тысяч сикхов, в основном мирных людей.
Тактическую задачу решить удалось, но многие полагали, что стратегически штурм храма был ошибкой. В армии Индии служило много сикхов, после операции «Голубая звезда» началось их дезертирство. Индиру Ганди предупреждали - экстремисты постараются отомстить. Ей настоятельно советовали сменить охрану, состоящую из сикхов, но премьер считала, что подобное недоверие способно лишь усугубить раскол в обществе.
Ей советовали носить бронежилет, но она лишь отмахивалась: «Он меня полнит». Индира Ганди не была беспечным человеком и прекрасно понимала нависшую угрозу. Но когда ей говорили об опасности, она приводила в пример Махатму Ганди, погибшего от руки фанатика, но не отрекшегося от своих принципов.«Мученическая кончина - не конец, а только начало», - говорила премьер.
Утром 31 октября 1984 года у Индиры Ганди было запланировано телеинтервью с английским писателем Питером Устиновым. Переодевшись к встрече, она пошла к приёмной по дорожке через открытый двор. По краям дорожки дежурили два телохранителя-сикха - Беант Сингх и Сатвант Сингх. Поравнявшись с ними, премьер-министр поприветствовала охранников. В ответ один из них выхватил револьвер и выпустил в женщину три пули. Следом его напарник открыл огонь из автомата.
Потом врачи обнаружат в теле Индиры Ганди 20 пуль. Несмотря на это, она была ещё жива. На выстрелы во двор прибежали другие охранники, расстрелявшие убийц на месте. Премьер-министра срочно отправили в госпиталь, но врачи не смогли ничем помочь - жизненно важные органы были поражены восемью пулями.
Индия обезумела от горя. Жестокость порождает жестокость - за гибель Индиры Ганди заплатили тысячи невинных сикхов, погибших в погромах, прокатившихся по стране.
По индуистскому обряду тело Индиры Ганди было кремировано на берегу реки Джамны. Погребальный костер зажег её сын, Раджив Ганди, который сказал, обращаясь к тысячам собравшихся людей: «Моя мать отдала жизнь за то, чтобы индийцы жили одной семьёй. Не позорьте её память!».
Раджив Ганди стал политическим наследником матери, как сама она стала наследницей своего отца, Джавахарлала Неру.
Премьер-министр Раджив Ганди продолжал курс Индиры Ганди и разделил её участь - в 1991 году он был убит террористкой-смертницей из организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» - в ответ на ввод индийских войск в Шри-Ланку.
Незадолго до своей гибели Индира Ганди сказала: «Все отведённые в этой жизни мне дни будут обращены служению народу. И даже когда я умру, я уверена, что каждая капля моей крови будет питать жизнь Индии, делать её сильнее».
От настоящего политика, в отличие от политического дельца, требуется не только умение убеждать, но и готовность к жертвенности во имя страны. В этом смысле премьер-министр Индира Ганди была эталоном политика.
Вот её мудрые мысли о жизни и политике:
1. Опыт научил меня, что если люди делают что-то против тебя, в конечном счете это пойдет тебе на пользу.
2. С раннего детства я была окружена исключительными людьми и участвовала в исключительных событиях. В этих обстоятельствах прошло детство, в котором все было переплетено - внутренняя жизнь с внешней, личное с общественным.
3. Я не думаю, что мужчины освобождены в большей степени, чем женщины.
4. Я похожа на птицу в слишком маленькой клетке - куда бы ни направилась, крылья мои бьются о прутья.
5. В Индии ни один политик не осмелится объяснить народу, что коровы съедобны.
6. За последние три года я необыкновенно устала и рискую умереть, если не отойду от дел. Долгие годы я исполняла обязанности по отношению к семье и к государству, теперь же мне хочется жить другой жизнью. Но, может быть, я окажусь к ней не готова (из письма своей оксфордской подруге Дороти Норман).
7. Истинный путь жизни - это путь Истины, Ненасилия и Любви.
8. История - самый лучший учитель, у которого самые худшие ученики.
9. Мир - жестокое место для избранных, особенно для тех, кто умеет чувствовать.
10. Мой дед однажды сказал мне, что люди делятся на тех, кто работает, и тех, кто ставит себе в заслугу результаты этой работы. Он советовал мне попасть в первую группу - там конкуренция меньше.
11. Мой отец был государственным мужем. Я - всего лишь женщина-политик. Мой отец был святым. Я - нет.
12. Мученическая кончина - не конец, а только начало.
13. Мы должны учиться у коммунистической системы - там круги внутри кругов.
14. Нельзя пожать сжатую в кулак руку (об отношениях с Пакистаном в 1971).
15. Нет пути к свободе, потому что свобода и есть путь.
http://www.rg.ru/2012/09/29/gandy-site.html
http://www.aif.ru/society/history/1372798
http://relax.ru/post/94450/10-velikih-del-indiry-gandi.html
http://moscvichka.ru/moscvichka/2013/11/19/15-reshitelnih-tsitat-indiri-gandi-6563.html Журналист
nicolaitroitsky об Индире Ганди:
Индийская «железная леди», выдающийся политик и государственный деятель. Это теперь ясно. Мегера и стерва порядочная наверняка, но без этого до власти не доберешься.
Однако в детстве и отрочестве я к Индире Ганди относился с юмором и не воспринимал всерьёз. Потому хотя бы, что она воспринималась «сквозь призму» Брежнева. Да и, кроме того, мой друг-одноклассник приехал к нам из Индии, где работали его родители, и мы в классе прозвали его «индира_ганди», причем именно с характерным южным «г», как произносил эту фамилию дорогой Леонид Ильич.
Индира Ганди считалась большим другом Советского Союза. Что было неудивительно, так как у Индии всегда были (да и сейчас остаются) напряженные отношения с Китаем, который поддерживал Пакистан в региональных конфликтах.
Вот Индии и понадобился свой сильный союзник, каковым и стал СССР, тем более, что у нас с Китаем отношения были еще гораздо хуже. Советские руководители были отнюдь не простаками и наивными людьми, они сумели вовремя подсуетиться.
Во всяком случае, я именно так вижу ту ситуацию. Экономический фактор тоже, конечно, имел место, но он был вторичным, на мой взгляд.
Тот факт, что Индира Ганди во внутренней политике применяла некоторые социалистические, а вернее социал-демократические инструменты, не имел никакого значения. В эпоху холодной войны все эти идеологические заморочки роли не играли, не говоря уж о том, что «социально близкий» коммунистический Китай был одним из главных врагов Советского Союза.
Судьба Индиры Ганди трагична, но она сама себе её накликала. Переоценила свои силы, недооценила диких и злобных сикхов. Хотя, впрочем, в смысле дикости все были примерно одинаковы.
Ну а затем, как известно, судьбу матери повторил сын Раджив. Причем точно так же переоценивший свои силы и устроивший войнушку с тамилами на Цейлоне, то есть, пардон, на острове Шри-Ланка.
Тамильские «тигры», как ранее сикхи, быстро напомнили о себе.
С такими малыми народами или сектами надо быть поосторожнее. И нет ничего хуже самоуспокоенности и веры в собственное всемогущество. Урок всем политикам, нашим нынешним в том числе.
d-i-a-s об Индире Ганди:
В школе нас учили, что Инди Роганди - это хорошо, а капитализм - плохо.
С тех пор в нашем отношении к капитализму произошёл кардинальный переворот, а вот с Индирой Джавахарлаловной как-то не сраслось - статья на русской Википедии и сегодня, что называется, полна любви и обожания. Впрочем, статьи на русской википедии, особенно на историческую и политическую тематику, всегда были стрёмным источником информации.
Оцените, например, как тонко в статье рассказывается о том, что верховный суд одного из штатов признал Индиру виновной в нарушениях на выборах, отправил в отставку с запретом занимать государственные должности, а она взяла и не ушла: «В ответ Ганди, воспользовавшись 352 статьёй конституции Индии, объявила чрезвычайное положение. За время чрезвычайного положения в экономике был достигнут ряд успехов; практически прекратились межрелигиозные конфликты».
Молодец какая, да? Другой бы, как последняя тряпка, послушался верховного суда и ушёл в отставку, а она-то, а? И конституцией воспользовалась, и в экономике успехов достигла! И особенно восхитительно в этом предложении выглядит часть про прекращение межрелигиозных конфликтов. Напомню для тех, кто в бункере, что оставила Индира этот грешный мир будучи убитой собственными телохранителями, которые были очень преданы Индире, но оказались сикхами, и не смогли вынести «прекращения религиозных конфликтов вже сьогодні».
Собственно, я не только об Индире, а ещё и о сикхах. Так случилось, что совсем недавно по работе я посетил дивное сборище разнообразного народу из разных концов вселенной, и с одним парнем по случаю разговорился. Парень оказался индусом, и, как он мне сказал, сикхом.
- А где же твой, этот, как его... тюрбан? И волосы до колена? - спросил я, потому что всё, что я знал о сикхах - это то, что они носили тюрбаны и волосы до колен. И что они убили Инди Роганди.
Он рассмеялся, и рассказал мне, что тюрбан и волосы, конечно, нужны, но если совсем никак - то можно и без них. А в его случае было как раз совсем никак - как-то давным-давно, когда ему было 10 лет, и он носил свой тюрбан с волосами, его прямо на улице схватили ненавистники сикхов, и увезли в неизвестном направлении, где он просидел несколько дней в полной темноте. Потом освободили - просто надоело им, он вернулся домой, но боялся выходить из дома. И тогда его родители, по совету психологов, получили одобрение своей общины на то, чтоб он ходил без всяких тюрбанов, и чувствовал себя нормальным ребёнком.
История эта как раз и произошла после индировского «прекращения религиозных конфликтов», о котором мне поведал индус.
У них там, в Индии (и особенно, ясен перец, в Пенджабе, откуда приехал мой собеседник), совсем другая точка зрения на успехи Индиры, чем у русской википедии. Индиру мой собеседник характеризовал, как очень властную и хитрую особу. Интересовало Индиру только одно - власть. Власть бесконтрольная и неограниченная, власть любой ценой. И она делала всё, что было в её силах, чтобы эту власть получить.
Во-первых, популярная в мире фамилия «Ганди» ей досталась каким-то сложным объездным путём - Махатме она не родственница ни с какой стороны, то есть приходится ему никем.
Во-вторых, в политику она, вслед за папой, пришла довольно рано, и не покидала её никогда. Она никогда никем не работала, кроме политика.
В-третьих, она убила своего мужа, который пытался лезть в политику, и своего сына (Санджая), который пытался лезть в политику. Убила бы вероятно и Раджива, но не успела. «Откуда ты это знаешь?» - спросил я индуса. «А это все знают», - ответил индус, - «it’s an ’open secret’».
В-четвёртых, (этот факт обойти вниманием не смогла даже русская википедия) Индира была словлена на махинациях во время выборов, арестована, и осуждена. Но это её не остановило. Она объявила всё это происками врагов (благо, враги у Индии были не придуманные - она до сих пор с Пакистаном воюет), ввела чрезвычайное положение, ни в какую отставку не ушла, и постепенно, год за годом, расправилась со всеми своими политическими и общественными недругами.
Обстановочка тогда в Индии сложилась такая, что только ленивый не покупал себе трактор. А, надо сказать, Индия вообще-то страна не очень цельная. Формально это федерация, но фактически - едва ли не конфедерация, где центральное правительство отвечает только за инфраструктурные проекты, внешние отношения, ну и силовые ведомства. И есть, ясен перец, среди штатов богатые и бедные, как везде. И те штаты, что побогаче, всю дорогу борятся с понаехавшими и прочими нахлебниками. Так вот, тот штат, где живут сикхи - Пенджаб - он как раз из тех, что побогаче. И тракторные настроения в нём имели характер выраженного сепаратизма (тем более, что основания для него были более чем реальные - в 47-ом году, когда Индию создавали, Неру вообще обманул тогда многих, практически изменив формулировку союзного договора - это раз - и буквально накануне истории, которая будет дальше, Индия поддержала отделение Бангладеша от Пакистана - это два).
Тем более, что у сикхов как раз нарисовался лидер - некто Биндраваль. Чувак был страствующим проповедником, который пытался несколько раз соваться в политику, и всё как-то неудачно. Но как общественный лидер он практически безраздельно хозяйничал в Пенджабе.
И тогда Индира начала создавать и подкармливать террористов. Что-то вроде того, как американцы подкармливали талибов, а израильтяне создали Хамас (и тем и другим это вышло боком; Индира здесь тоже не оказалась исключением). В Пенджабе началось гражданское противостояние, которое имело так много измерений, что двух одинаковых его описаний вы просто не найдёте. Там были какие-то секты, отколовшиеся от каких-то религий, слово за слово ёжик и получил люлей, началась какая-то кровная месть, плюс правительство устроило массовую хиндизацию пенджабцев, и в 1984-ый год штат Пенджаб вступил на пороге гражданской войны. Он уверенно откалывался от Индии.
А потом была «Голубая звезда».
Если вы ничего не знаете об этой операции, обязательно почитайте - хотя бы на английской википедии (русскую не рекомендую по понятным причинам). Армия центрального правительства заняла почту-телефон-телеграф, закрыла вокзалы, отрубила электричество, выслала всех иностранных журналистов, и перерезала все телефонные кабели, которые вели в Пенджаб (!). Штат оказался полностью отрезан от мирового информационного пространства. В Амритсар ввели танки, которые после трёх дней осады начали штурм Золотого храма, где находились Биндраваль со сторонниками, и значительное число паломников (операцию проводили по время большого сикхского праздника).
Золотой храм - это главная святыня сикхов, которых в мире насчитывается 22 миллиона (Сикхизм - восьмая по величине религия в мире). То есть, чтоб вы понимали, вид Золотого храма, который обстреливают танки, для сикхов - это как для католиков смотреть на то, как коммунисты (например) ввели танки в Рим и обстреливают Ватикан. Естественно, сикхам сорвало крышу. Просто всем. Они стали массово увольняться с госслужбы, возвращать награды, дезертировать из полиции и армии. Тут ещё надо понимать, что сикхи - вообще, очень военизированные ребята. Сикхизм, который технически является отдельной религией, фактически представляет собой модификацию индуизма, заточенную под борьбу с агрессивным средневековым Исламом (сикхизм возник и развивался скорее, как индуистский рыцарский орден, объединяя солдат, защищающих индуистов от мусульман). Поэтому сикхи, составляющие 2% от населения Индии, обычно в силовых структурах занимали до 10% общей численности и до 20% руководства.
В том числе оказались они и в окружении Индиры.
В 9.30 утра 31 октября 1984 года, когда Индира направлялась на интервью к Питеру Устинову, снимавшему про неё документальный фильм, и проходила через сад собственной резиденции, охранники Сатвант Синх и Бинт Синх открыли огонь, выпустив по ней в упор более 30 пуль. Она протянула почти полдня, оставив этот мир в 14.20 во всеиндийском институте медициских наук, куда её доставили сразу после покушения.
История имела серьёзное продолжение: сын Индиры Раджив заявил, что «когда падает большое дерево, земля дрожит» - и земля задрожала. По всей Индии начались анти-сикхские погромы, стоившие жизни более чем 5 000 людей, и вынудившие по меньшей мере 50 000 сикхов оставить свои дома (большей частью они переехали в Пенджаб). Именно в этот период моего собеседника и похитили злобные индуисты.
Но статьи об этом нет на русской википедии.