Причинение добра по-индийски. Люди в Дели

Jan 12, 2016 17:00


Изображение: inigo-montoiya, 2016
Туристам-интровертам, которые путешествуют по Индии и предпочитают наблюдение за людьми со стороны непосредственному общению с местными жителями, пригодится памятка-маршрут по Дели, написанная inigo-montoiya. Она о том, как избежать навязчивого сервиса, лишних трат и остаться незамеченным даже в людных местах.
Индия - точно не для иностранцев-интровертов. Местные люди нередко вынуждают вас вступать в нежелательные коммуникации. Кажется, у ya_exidna я встретила такое выражение: причинять добро. Так вот, индийцы иногда стремятся причинить иностранцам это самое добро, т. е. действуют из лучших побуждений, но делают только хуже.

Представьте себе: вы идёте по улице и в течение 30 минут к вам могут раза 4-5 пристать с одними и теми же вопросами и фразами. «Откуда вы? Куда направляетесь и что ищете? Почему так много дней хотите провести в Дели? Знаете, где информационный центр для туристов? Не знаете? А вон там. А базар вон там (причем вам может быть совершенно не интересно, где базар, но многие считают своим долгом сообщить, что вот там де базар). А вот сюда можете дойти пешком». Иногда кто-нибудь говорит сходу, что ничего не продает (это чтобы вы не шарахались сразу), а просто практикует английский, а затем вываливает на вас кучу разной информации (которая запросто может быть совершенно не проверенной и недостоверной), о которой вы не просили. Достает до невозможности, и в итоге очень хочется, чтобы на улице с вами больше НИКТО не заговаривал. Но случается, слава богу, только в местах, где много иностранных туристов.

А вот сикхские гуру, видимо, достигли в жизни полного душевного равновесия и спокойствия. Могут долго стоять вот так на газоне, равнодушно взирая на суету вокруг... Мы видели их не только у сикхского храма Бангла Сахиб, но и еще на рынке неподалёку. Невероятный у них вид, такой внушительный; они само спокойствие и достоинство.

Иногда, в попытке добыть себе дополнительный заказ и деньги причинением добра грешат и местные извозчики. Например, вам нужно добраться до определенного места. Только из точки А в точку Б. Но извозчик вдруг начинает предлагать вам из точки А довезти вас в точку Б, а потом в точку В, а потом в точку Г, причем вы совсем не уверены, нужны ли вам точки В и Г. Так что раза три по меньшей мере приходится повторять, что нет, спасибо, вам нужно из точки А попасть только в точку Б, а дальше вы сами как-нибудь разберётесь.

Как-то мы решили доехать до центра Коннат Плейс на тук-туке (эдакий мототарантас, но о транспорте подробнее чуть позже) от Ворот Индии, а в качестве ориентира для водителя назвали находящийся там Палика Базар. В процессе посадки в тук-тук совершенно посторонний парень на улице немедленно отпустил замечание, что де Палика Базар сегодня не работает. А когда мы тронулись, наш водитель вдруг сказал, что цены на Палика Базар такие же, как на рынке Дилли Хаат, и что он может нас сначала на Дилли Хаат отвезти, а потом на Палика Базар. Пришлось объяснить, что нам нужен не рынок, а место рядом с ним, и ни на какой Дилли Хаат мы сейчас не поедем...

Ничто человеческое индийцам не чуждо, ни фотографии, ни селфи. Католический храм близ отеля, где мы жили.

То есть индийцы, продающие услуги туристам, настойчиво предлагают вам то, что вам не нужно, но заставить их делать то, что нужно вам, бывает непросто. Прибыв в Джайпур, Саша сразу слег с температурой в отеле, а я, накормив его лекарствами, решила немного покататься с водителем и гидом. По дороге из Агры в Джайпур наш шустрый водитель успел созвониться с гидом и сказать ему (по своей собственной инициативе, заметьте), что на сегодня все отменяется из-за болезни одного из клиентов. В итоге заставить этих двоих делать свою работу в тот день мне одной было не слишком просто, благо я была уже достаточно раздражена, чтобы не давать им спуску. В том числе поэтому я не могу назвать поездку в Индию отдыхом: напротив, чувствуешь себя как руководитель, который пытается заставить работать ленивых и хитрых подчиненных.

Гиды в азиатском регионе - это вообще и добро и зло одновременно. Добро - потому что для них время деньги, и, следовательно, они знают, как провести вас в обход длинных очередей к достопримечательностям. То, как это проделал наш гид при входе в Тадж-Махал, было вообще поразительно: он на ровном месте сымитировал экскурсионную группу (к нам двоим выдернул из очереди еще троих женщин, которые были вместе) и мы прошли без всяких очередей на входе и в само здание усыпальницы (это можно сделать по дорогим билетам, в стоимость которых также входят бахилы и бутилированная вода). Злом гиды в этом регионе являются по той же самой причине: они обязательно попытаются скостить потраченное на вас время и провести еще одну платную экскурсию для кого-то еще. Посему они пытаются показать вам места, где большинство туристов любят фотографировать, сделать для вас кучу попсовых фотографий с вами в главной роли и поскорее завершить все мероприятие. Ну и куда же без завоза в магазины...

Для качественного осмотра достопримечательностей без беготни и спешки (то, к чему мы, собственно говоря, и привыкли) гид в этом регионе совершенно противопоказан. Но в таком случае и на организацию и планирование поездки придется потратить гораздо больше времени, чего мы не сделали.

Между прочим, внутренний туризм в стране развит довольно недурно. По всяким музеям-развалинам-памятникам ходят прежде всего сами индийцы, а иностранцы в меньшинстве. В то же время, индийцы, никак не заинтересованные в туристах (их, конечно, большинство), ведут себя совершенно нормально и ни к кому не пристают. Если спросить у них дорогу на улице, спокойно и доброжелательно ответят. Если прийти в магазин, где закупаются исключительно местные, тоже никакого особого внимания к вам не проявят, лишь постараются почетче назвать цену на английском (вполне себе одинаковую для местных и иностранцев).

В ресторанах и музеях хватает представителей местных обеспеченных и образованных сословий, нередко одетых на европейский манер. Большинство постояльцев в самых дорогих отелях и вовсе индийцы... Так что контраст действительно чудовищный.

Если говорить о личном пространстве, то возникает впечатление, что у индийцев и понятия-то такого нет. В принципе меня предупреждали, что иностранцев в Индии могут и потрогать, причем потрогать отнюдь не с благими намерениями, но с какими-то двусмысленными прикосновениями я, к счастью, ни разу не столкнулась. Мужчины очень часто толкаются плечами в толпе. Женщины, стоя за мной в очереди, трогали меня руками за руки и плечи весьма непринужденно: вроде как если бы моя родственница за меня в очереди держалась. Если меня хотели подвинуть на тротуаре почтенного возраста дяденьки (именно подвинуть немного, а не толкнуть плечом, как в толпе), то слегка-слегка касались сбоку плеча тыльной стороной ладони.

Зато Саша, стоя в очереди на досмотр в метро, столкнулся с тем, что мужчины друг к другу спокойно прислоняются и чуть ли не ложатся на впереди стоящего: D Обо всем этом он сказал что-то вроде «поразительное неуважение друг к другу при полном отсутствии агрессивности». Если бы в этой стране был не нулевой риск схлопотать по лицу за такое бесцеремонное нарушение личного пространства (как в России, к примеру), вряд ли бы дела обстояли таким образом.

Продолжение следует...

Часть первая. Города.

путешествия, culture, main, Индия, lifestyle, люди, society, s_советы, s_путешествия

Previous post Next post
Up