Движение декабристов в числе прочего было тесно связано с польскими тайными обществами, с которыми с 1824 года имело договорённость о совместном восстании. Изображение: Фрагмент картины художника Карла Кольмана «Стояние на Сенатской площади», 1826 год
Декабристов в советские времена называли «дворянами-революционерами», хотя то, что они хотели осуществить - скорее, государственный переворот. Не получилось - последовала расплата в виде казней, каторги, ссылок. «Журнал ЖЖ» собрал подборку цитат из постов о декабристах, написанных накануне юбилея их восстания.
oldgoro напоминает о причинах восстания декабристов:
...Неудачное восстание декабристов, происшедшее на Сенатской площади в Петербурге... справедливо считается «началом революционных традиций и организованной борьбы с тиранией, крепостническим угнетением и самодержавием.
Одолев сильнейшего врага Наполеона в Отечественной войне 1812 года, пройдя через всю Европу, фактически покорённую русским оружием, сыны знатнейших русских дворянских родов имели возможность сравнить быт и правовое положение европейцев со всеми ужасами и мраком кондового российского крепостничества. Молодые благородные дворяне, офицеры, нанюхались европейского, революционного воздуха свободы и, будучи патриотами, захотели изменить несправедливое положение вещей в России, посредством вооружённого восстания, тем более и случай представился, как считалось, удачный - междуцарствие после смерти Александра I...
Революционными идеями, как водится, были захвачены передовые и наиболее образованные и патриотически настроенные представители высшего, дворянского сословия, имевшие смутное представление о сути революционной борьбы и, тем более, о чаяниях тёмных и забитых русских крестьян, уровне их самосознания. Несмотря на значительное число участников и достаточно хорошую структуру революционных дворянских обществ по всей стране, конспиративная работа была налажена плохо, а про агитацию в массах заговорщики вообще не задумывались.
В руководстве заговорщиков не было согласия по вопросу цели восстания, организации высшей власти в России в случае его успешного завершения: то ли это будет конституционная монархия, то ли республика. Данный вопрос предлагалось поставить перед всероссийским учредительным собранием. Для руководства восстанием и на время междувластия была избрана ненадлежащая фигура, диктатор, князь Сергей Трубецкой, который, собственно, своей нерешительностью во многом и завалил всё дело...
Но при всей критической неподготовлености восстания, и даже наивности его целей, значение данного события в Русской истории недооценить сложно. Это был первый в истории России организованный и структурированый вызов государственным основам русского крепостничества и самодержавия, со стороны представителей элиты общества, со всеми его недостатками и детскими болезнями. Этот вызов породил в народных массах мощнейший революционный подъём с характерным романтическим оттенком, отразившемся в творчестве выдающихся русских поэтов и литераторов, который уже в советское время был реализован в не менее выдающихся фильмах: «О бедном гусаре замолвите слово» и «Звезда пленительного счастья»...
Читать далее в блоге автора
masterok пишет о больших жертвах при подавлении восстания:
...В советское время был создан миф о несчастных страдальцах - декабристах. Но почему-то никто не говорит о настоящих жертвах этого бессмысленного бунта. В то время как среди членов тайных обществ, заваривших эту кашу, убитых было немного, всю прелесть картечи ощутил на себе простой народ и втянутые в бойню солдаты. Воспользовавшись нерешительностью мятежников, Николай успел перебросить артиллерию, по восставшим выстрелили картечью, народ и солдаты бросились врассыпную, многие провалились под лед и утонули, пытаясь переправиться через Неву. Итог плачевен: среди черни - 903 убитых, малолетних - 150, женщин - 79, нижних солдатских чинов - 282...
Читать далее в блоге автора
kommari отмечает, что коммунисты любили декабристов за «порыв к свободе»:
Вот известный ЖЖ-юзер zina_korzina пишет пост про восстание декабристов. Пост вполне в русле официальной историографии Николая Палкина и книги барона М.А.Корфа «Восшествие на престол императора Николая I» (СПб., 1848), где декабристы представлены как скопище безумцев, «чуждых нашей святой Руси», а их заговор - как «гнойный нарост на великолепном теле самодержавной России», «без корней в прошлом и перспектив в будущем»...
А декабристы - это же смутьяны. И небось без английского или французского золота не обошлось. Как же без англичанки, которая всенепременно гадит нашей такой замечательной России от Варшавы до Порт-Артура.
Ну и конечно, «Русскую Правду» Пестеля нужно упоминать. Как бы фашизм. Что вообще-то декабризм был сложным явлением, в котором были разные течения - это мы как бы забываем.
Молодые читатели ее заметки тут востороженно стали откликаться: ой, спасибо, открыли глаза, еще одной романтической иллюзией меньше! (странный народ, неужели заметка в ЖЖ стоит больше, чем труды академика Нечкиной, Дружинина и Эйдельмана?)
Я бы как бы и не вмешивался - но вот мимо такого комментария Зины-Корзины пройти не могу:
«Именно - предатели и бунтовщики. Кстати, Сталин (в отличие от Троцкого) декабристов недолюбливал».
Вот тут позвольте вам, Зина-Корзина, не позволить.
Есть такое Собрание Сочинений тов.Сталина и есть в нем том 13, в котором, сначала в разгромном письме к Демьяну Бедному тов.Сталин написал:
«Может быть, Вы, как „человек грамотный“, не откажетесь выслушать следующие слова Ленина:
... Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика»...
Что касается декабризма - это было, естественно, ограниченное своим временем явление. Но декабристы хотели дать русскому крестьянину главное - СВОБОДУ. Вам нравятся колонны танков и небо, заполненное самолетами? А нам - коммунистам - нравится свобода. Танки, самолеты и ракеты - лишь средство эту свободу защищить от всякой мировой сволочи - от гитлеров до трумэнов-рейганов.
Поэтому декабризм - помня всю его ограниченность - был одним из тех порывов к свободе. И одним из шагов к Октябрю-17...
Читать далее в блоге автора
Публицист holmogor предлагает свою оценку «движения декабризма»:
...Я отвергаю революционный миф о восстании на Сенатской, привычный нам из учебников. Декабристов разыграли втемную, чтобы подавить проконстантиновское движение в верхах и убрать Милорадовича.
Я считаю, что как общественное движение декабризм был в целом здоровым, патриотическим, националистическим движением. Достаточно вспомнить позицию Пестеля по украинскому вопросу.
«Никакаго истиннаго различия не существует между разрядами Коренной Народ Русский составляющими, и что малыя оттенки замеченныя должны быть слиты в одну общую форму. А по сему и постановляется правилом чтобы всех жителей населяющих Губернии Витебскую, Могилевскую, Черниговскую, Полтавскую, Курскую, Харьковскую, Киевскую, Подольскую и Волынскую истинными Россиянами почитать и от сих последних никакими особыми названиями не отделять».
Я считаю, что николаевское царствование оказалось в итоге гораздо более декабристским, чем мы могли бы предположить по сентенциям из учебников о «духе реакции». Николай регулярно сверялся с запиской о предполагавшихся декабристами преобразованиях.
При всем этом позитивная оценка декабризма для меня невозможна из-за морального изъяна. Они намеревались потрясти явно не готовую к таким радикальным переменам Россию, причем делать это собирались с помощью лжи. Как с помощью лжи повели солдат на мятеж. Эта черта - стремление лгать и манипулировать несознательной массой была унаследована от декабристов и последующими революционерами вплоть до нынешнего Ходорковского.
Читать далее в блоге автора
pesotskiy пишет о далеко не либеральных взглядах декабристов по отдельным вопросам:
...В советской историографии, перекочевавшей в современные учебники, было приято отодвигать на второй план державный, патриотический пафос русских офицеров, осмелившихся на государственный переворот. Подспудно считается, что все декабристы были масонами, то есть априори космополитами, общечеловеками.
Между тем, взаимодействие офицеров-вольнодумцев с масонством было отнюдь не столь однозначно, а многие лидеры декабристов являлись не просто патриотами, а были (к ужасу либеральной интеллигенции) по сути первыми русскими националистами...
«Орден русских рыцарей» критиковал царизм не только с конституционных позиций, но и сетовал на засилье инородцев у трона. Предполагалось «лишение иноземцев всякого влияния на дела государственные» и «конечное падение, а если возможно, смерть иноземцев, государственные посты занимающих». Нетрудно догадаться, как трепетали «русские рыцари», когда российский император даровал конституцию полякам, а не русским.
Не принято говорить о том, что другой идеолог декабристов Павел Пестель, лидер Южного общества, в своей «Русской правде» предлагал не только демократические реформы, но русификацию России. По мнению Пестеля, основу нации составляют великороссы, малороссы и белорусы. Рассуждая о «различных племенах, к России присоединённых», Пестель подчеркивал, что их участь - отказаться от своих особенностей и слиться с «коренным народом русским». Цыганам предлагалось либо осесть, либо покинуть Россию, а мусульманам запрещается многожёнство.
Кавказские народы делятся на два разряда - «мирные и буйные»: «Первых оставить на их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям». Кроме того, планировалось «завести в кавказской земле русские селения и сим русским переселенцам раздать все земли... дабы сим способом изгладить на Кавказе даже все признаки прежних... его обитателей и обратить сей край в спокойную и благоустроенную область русскую».
В общем, нафилософствовали русские рыцари и господин Пестель на несколько статей 282. Сейчас многие их взгляды кажутся диковатыми, чрезмерными, максималистскими, однако духовным детям Новодворской и Окуджавы пора, наконец, усвоить, что эти презирающие толерантность людоедствующие ксенофобы к ним никакого отношения не имеют...
Читать далее в блоге автора
dneprovskij предлагает свою версию убийства декабристами генерала Милорадовича:
...«При чём же здесь декабристы? - спросит читатель, - и какое вообще имеют отношение к изуверной секте скопцов они - передовые люди своего времени, несшие в российское общество идеалы Просвещения?»
Прямое, ответим мы. К секте скопцов, отрезавшей женщинам молочные железы, практиковавшей выжигание своим адептам половых признаков калёным железом, составившей миллионы на ростовщичестве и шантаже, господа декабристы имеют самое прямое отношение. Для начала, вспомним о том, что на вторую половину царствования Императора Александра I приходится небывалый всплеск интереса к мистике: то здесь, то там возникают какие-то спиритические кружки, тайные общества, масонские ложи. Окопавшиеся в столице скопцы-раскольники чувствуют себя в этой ситуации, словно рыбы в воде: к тому же Кондратию Селиванову ежедневно совершают паломничество толпы экзальтированных аристократов, чтобы побеседовать со «святым старцем» (вам, господа, это ничего не напоминает?). Тем же, кому просто «бесед» мало, кому хочется пощекотать нервы, за отдельную плату позволяется тайно наблюдать за дикими ритуалами оскопления парней и девок, мужиков и баб. Как было установлено следствием, многие, очень многие из будущих декабристов были весьма охочи, и до таких «бесед», и до этих садистических зрелищ.
Вспомним и о том, что 14 декабря 1825 года на Сенатской площади графа Милорадовича убил никто иной, как Пётр Каховский - человек, промотавший в прах своё состояние и погрязший в долгах. О том, что смерть Милорадовича - это «расплата за расправу над Кондратием Селивановым», открыто говорил в те дни весь Санкт-Петербург. В том, что Каховский, будучи полностью зависимым от своих кредиторов, просто «привёл приговор в исполнение», сомневаться не приходится. А никаких иных кредиторов, кроме скопцов-ростовщиков, на тот момент в столице Империи, попросту, не существовало.
Таким образом, мы можем сделать вполне логичное предположение, что Петру Каховскому просто предоставили возможность выбора, каким именно образом он «оплатит проценты»: примкнёт к секте и согласится на изуверный ритуал оскопления - или возьмёт на себя роль убийцы того, кого скопцы считали своим главным врагом. Понятно без пояснений, что именно выбрал неврастеник Каховский - особенно, если учесть, что этот персонаж, готовивший себя на роль «тираноубийцы», панически боялся боли даже от булавочного укола...
Читать далее в блоге автора