Изображение:
Афиша картины
«Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что картина Лукаса оказала огромнейшее влияние как на сам западный кинематограф, фактически создав нынешнюю блокбастерную систему, так и на всю современную поп-культуру».
kiri2ll рассказывает о рождении и всех этапах создания популярной киноэпопеи.
Сейчас это кажется забавным, но вся история появления на свет «Звездных воин» представляла собой по сути один сплошной путь в неизвестность. У Джорджа Лукаса никогда не было продуманного плана того, как перевернуть кинематограф. Да, он с юношеских лет хотел сделать свою космооперу, что-то в духе «Флэша Гордона», права на которого он в свое время пытался безрезультатно выкупить, и у него было много разнообразных идей и сюжетных задумок. Проблема заключалась в том, что Лукас не знал, как соединить эти кусочки мозаики воедино и создать цельную историю.
Первым пробным камнем стал написанный сорок лет назад, в январе 1973 года, маленький двухстраничный документ, получивший название «Журнал Уиллса». Он состоял из двух частей и начинался со следующей фразы: «Это История Мэйса Уинду, преподобного джедай-бенду с планеты Офучи, рассказанная нам Чуи Два Торпом, учеником-падаваном великого джедая».
Изображение:
Джорж Лукас и Стивен Спилберг Это не было ни сценарием, ни тритментом, ни даже синопсисом, но первый шаг был сделан. Лукас продолжил смешивать имена, и постепенно у него начал выкристаллизовываться тот самый странный мир, соединявший в себе элементы комиксов, бульварного чтива и космооперы, который он так хотел создать.
Синопсис:
Следующим шагом стал датированный апрелем 1973 года 13-страничный синопсис (в принципе, его правильнее было бы назвать тритментом) под названием «Звездные войны».
Для своей первой истории Лукас взял очень много элементов из ленты «Скрытая крепость» - и вряд ли кто-то удивится, узнав, что режиссер даже планировал выкупить права на ее ремейк. Дальнейшие переписывания, конечно, изменили очень многое, но всё же можно сказать, что фильм Акиры Куросавы определенно являлся одним из важнейших источников вдохновения для создания саги.
В мае 1973 года Лукас показал свой синопсис студии United Artists. Та оценила бюджет планируемого фильм в три миллиона долларов, после чего отказалась от такого странного и дорогостоящего проекта. Следующей студией, которой Лукас предложил свой материал, стала «Юниверсал» - и снова его ждал отказ.
Изображение:
Афиша Звездных Войн Наконец, предложением Лукаса заинтересовался глава студии «20 Век Фокс» Алан Лэдд-мл. Интересно, что он тоже достаточно скептически отнесся к самой идее фильма, но поверил в талант Лукаса и потому выделил ему 150 000 долларов (как позже сказал сам Лукас, «он инвестировал не в фильм, а в меня»), чтобы тот написал полноценный сценарий и затем поставил фильм.
На то, чтобы перейти от синопсиса к сценарию, Лукасу потребовался год. В мае 1974 года он представил так называемый «черновой сценарий».
Черновой сценарий:
Первая версия сценария «Звездных войн» сильно отличалась от всем известного фильма. Были намечены основные сюжетные линии, и, как можно заметить, несколько идей чернового сценария Лукас использовал в дальнейших частях саги. Так эпизод с астероидным полем попал в пятый эпизод, осада имперской базы и ее захват с использованием угнанного танка вошли в шестой эпизод, а подсюжет с находящейся в блокаде независимой системой очень напоминает завязку первого эпизода.
Стоит отметить еще пару любопытных фактов из этого сценария. Например, столица Империи в этой работе представала в виде ослепительно сверкающего города, возвышающегося над атмосферой Альдераана на платформе, установленной на башне, чье основание скрыто от наблюдателя облаками (внешний вид этой конструкции сравнивается с грибом). Позже эта концепция трансформировалась в Облачный Город из пятого эпизода. В сценарии также можно найти почти все имена, которые так или иначе затем использовались в трилогии, но, как правило, абсолютно в другом качестве: так, Биггс - это один из королевских отпрысков, Таркин - сенатор всего с одной репликой, а Антилес - космический торговец, которого можно увидеть в баре на Альдераане.
Изображение:
Раскадровка, 2008 год
Интересно также то, что в этой версии концепция Силы еще толком не проработана: джедаи и ситхи - это, по сути, просто отлично тренированные воины, и что именно дает им владение Силой нам не поясняют. Кроме того, световой (в сценарии он назван лазерным) меч является стандартным вооружением всех имперских солдат, а не отличительным атрибутом владеющих Силой воинов.
В июле 1974 года Лукас представил новый драфт, который известен как «первый сценарий». В сущности, это всё тот же черновой сценарий, с парой косметических отличий. Основная разница между ними заключается в том, что Лукас по известной только ему причине зачем-то поменял большую часть названий и имена персонажей. Вот лишь некоторые примеры:
• 18-летний Анникин Старкиллер превратился в 16-летнего Джастина Валора.
• Отца Джастина стали звать Акирой.
• Парочка роботов стала именоваться А2 и С3.
• Вуки стали именоваться джавами.
• Принцессу звали Зара.
• Джедаи стали называться Дай Нова.
• Империя сменила название на Новое Королевство, императора звали Сон Ххат.
Изображение:
Гарисон Форд в роли Хана Соло К лету 1975 года проект вступил в стадию подготовки к съемкам, и Лукас столкнулся с неожиданной проблемой, которая могла поставить крест на всем - студия «20 Век Фокс» закрыла отдел по производству спецэффектов. В результате Лукасу пришлось создать собственную компанию, которая могла бы заняться созданием спецэффектов к фильму. Так родилась знаменитая Industrial light and magic.
1 августа 1975 года Лукасом была представлена очередная, еще более близкая к итоговой, версия сценария под названием «Приключения Люка Старкиллера». В ней впервые появлялся персонаж Кеноби - легендарный генерал и автор «Дневников клонических войн». В этой версии он имел роботизированные конечности (Лукас явно очень хотел хоть как-то использовать тему полуробота-получеловека) и первоначально не горел желанием помогать Люку в его миссии. Кроме того, в отличие от фильма, Кеноби не погибал, а улетал вместе с героями на Явин.
Стоит отметить, что даже к началу съемок Лукас всё еще продолжал вносить коррективы в сюжет, некоторые из которых даже не были записаны на бумаге. Так, в режиссерском сценарии, датированным 15 марта 1976 года (ровно через неделю начались съемки в Тунисе) главного героя на большинстве страниц все еще звали Старкиллером.
Изображение:
R2d2 В этой версии персонаж Дарт Вейдер оставался жив, а погибал уже Кеноби. Причем по поводу авторства последней задумки мнения расходятся - и Лукас, и игравший генерала сэр Алек Гиннесс утверждали, что это была их идея убить персонажа.
Что же касается названия картины, то в итоге оно сократилось до простого заголовка «Звездные войны». Известно, что студийные чиновники были недовольны им, но когда Лукас предложил им подобрать вариант получше, никто так и не смог придумать ничего вразумительного. Подзаголовок «Эпизод IV: Новая надежда» был добавлен в открывающие титры уже во время повторного проката картины в 1981 году.
Когда съемки переместились в Англию, стало еще хуже, ибо большинство членов съемочной группы не верили в итоговый продукт и относились к фильму достаточно пренебрежительно. Отношения Лукаса с оператором Тейлором Гилбертом не сложились с первого дня: Гилберт считал, что Лукас со своим мнением насчет того, как устанавливать освещение и какие линзы стоит использовать для съемок той или иной сцены, лезет не на свою территорию, и потому вообще старался как можно меньше общаться с режиссером и сознательно избегал встреч с ним.
Изображение:
George Lucas, 1986 год
Из-за всех этих сложностей Лукас впал в депрессию, которая усугубилась, когда он вернулся в Калифорнию и узнал, что собранная им команда из ILM полностью сделала только 3 из 365 запланированных спецэффектов фильма, но при этом уже потратила один миллион долларов, что составляло ровно половину от всех выделенных ей денег.
В тот же день у Лукаса разыгрались сильные боли в груди. Когда режиссер вышел из больницы, то дал клятву, что во чтобы то ни стало завершит картину, после чего никогда больше не будет снимать. В результате ILM пришлось фактически в авральном режиме делать эффекты к фильму, потратив куда больше денег, чем изначально планировалось.
Когда Лукас показал отснятый материал (еще без большинства спецэффектов) своим друзьям-режиссерам Стивену Спилбергу, Мартину Скорцезе, Брайану Де Пальма и Джону Милиусу. Все из них, кроме Спилберга, посчитали, что Лукаса ждет провал.
Изображение:
Кадр из фильма Из-за всего этого релиз фильма был перенес с Рождества 1976 на май 1977 года. Известно, что владельцы кинотеатров отказывались демонстрировать никому не известный фильм с сомнительным сюжетом, и студии приходилось буквальной силой уговаривать их ставить сеансы, угрожая, что в противном случае они не получат картину «Другая сторона полуночи», на которую в том году возлагали весьма большие ожидания. Сам Лукас не захотел приходить на премьеру фильма в Калифорнии и уехал с женой в отпуск на Гавайи, убежденный, что его картину ждет оглушительный провал.
25 мая 1977 года, проект, в который мало кто верил, дебютировал в тридцати двух кинотеатрах. А всё, что было потом, уже давно вошло во все кинолетописи.
Публикуется с сокращениями, подробнее
в блоге автора.