Песни об Акакии Акакиевиче. «Маленький человек» в музыке

Dec 16, 2015 10:25


В 1981 году Юрий Норштейн начал работу над мультипликационным фильмом «Шинель» по повести Гоголя,
над которым работает и по сей день. Изображение: Andrew Krizhanovsky, 2012.
Трудно представить себе русскую литературу без Самосна Вырина и Акакаия Акакиевича. Однако в последнее время, при всей благотворности материала, писатели редко обращаются к фигуре «маленького человека». О судьбе образа размышляет naiwen Как известно, одна из основных тем великой русской классической литературы была так называемая тема «маленького человека». Вот этого - зачастую недалекого, жалкого, бессмысленного, изуродованного, но все же заслуживающего любви, жалости и сострадания. Вот когда это проходится в школе, в подростковом возрасте, то как-то в большинстве случаев очень плохо воспринимается, может быть, именно потому, что в этом возрасте еще уверен в том, что у тебя все впереди и ты-то уж точно таким, как герой этой повести, никогда не будешь.

А вот сейчас я думаю о том, куда же он делся, этот маленький человек большой русской литературы? В советское время он по понятным причинам исчез из числа продвигаемых художественных образов - тогда были в моде другие темы и другие проблемы (хотя вовсе не обязательно все такие уж из себя плохие и примитивно-идеологизированные). Либеральная литература шестидесятничества, включая великое поколение военной прозы, этого типажа тоже вроде бы не породила. В зарубежной литературе ХХ века... не слишком хорошо ее знаю, но вот навскидку: в большой прозе ничего подобного не припоминается.

Но оказывается - то, что исчезло из прозы, по крайней мере во второй половине двадцатого века, прекрасно жило в малых формах. В стихах. В песнях. Если говорить о советском контексте, то в свободных от цензуры песнях. Ну и не в советских - тоже.

Вот послушайте и сравните. Ссылку на эту песню некоторое время назад давала Ольга Мареичева.

Серж Генсбур (Гинзбург). Старый добрый французский шансон.

image Click to view



Вот здесь текст с переводом.

А вот русский, так сказать, аналог несколько более позднего времени.

Александр Башлачев, «Грибоедовский вальс». Здесь все кончается еще более трагично.

image Click to view



И текст отдельно.

И, конечно, одно из первых, что приходит в голову, - знаменитая «Караганда» Галича. Это по молодости казалось, что песня в первую очередь о «сталинских репрессиях». А теперь вот понимаешь, что она - тоже об этом. О несостоявшейся жизни, о жалости и любви.

image Click to view



Ну и текст, конечно.

Все три песни словно выросли из знаменитого мармеладовского «понимаете ли вы, что значит, когда некуда больше идти?»
Все три проникнуты глубокой жалостью к своим героям: вот этот компостер билетиков в метро, непутевый пьяница Степка-водовоз, опустившаяся ссыльная еще молодая баба - они ТОЖЕ люди. Они заслуживают любви и сострадания. Жизнь ломает их в разных, но в чем-то неуловимо сходных местах: подземное чрево большого города, отдаленный совхоз, захудалый провинциальный город одинаково далеки от той фантастической жизни, о которой (в отсутствие жизни нормальной) мечтают эти люди.

И это гораздо больше, чем про мелкого опустившегося неудачника. Потому что это на самом деле - про нас. Про нас тоже. Про нашу человеческую жизнь вообще.

Интересно, а сегодня? Вот все думаю - в нынешних условиях бешено ускоряющегося ритма жизни и нарастающей разобщенности тема вроде бы должна быть как никогда актуальна. Кто он, маленький человек наших дней? Мелкий офисный клерк, старший помощник младшего менеджера? Или бюджетник на нищенском государственном окладе? Как живется ему в джунглях современного мегаполиса?
Неужели никто-никто из современных авторов не написал об этом?
Если у вас есть на примете еще произведения в тему: песни, стихи, книги любых авторов, любых стран и любых эпох, было бы интересно узнать.

музыка, history, s_культура, culture, main, s_литература, литература, s_музыка, культура, society

Previous post Next post
Up