Дизельпанк: мир стали и нефти

Dec 11, 2015 15:20


Сам термин «Дизельпанк» в 2001 году придумал игровой дизайнер Льюис Поллак.
Дизельпанк - жанр, описывающий фантастический мир, пошедший по альтернативному пути между 1901-м и 1950-м годами. Но dieselpunk - это ещё и сообщество любителей истории, научной фантастики и техники. С разрешения владельца сообщества, ecoross1, «Журнал ЖЖ» знакомит читателей с выдержками из постов сообщества.
В описании сообщества dieselpunk отмечается, что это постижение пределов горизонта фантазии тех лет, интеллектуальное путешествие в прошлое ради понимание дня сегодняшнего. Основа - punk свидетельствует о деконструкции, о критическом и даже саркастическом взгляде на тот мир, когда общественное мнение формировалось не телевидением, а газетами и радио.

Основные черты дизельпанка:

* Общество в условиях паранойи: культ личности, охота на ведьм, борьба с вредителями, шпиономания (Мата Хари, Рихард Зорге, Штирлиц), страх перед марсианским вторжением.
* Таинственные эксперименты с тонкими энергиями: гиперболоид инженера Гарина, Филадельфийский эксперимент, Манхэттенский проект.
* Массовые прогосударственные организации подростков (скауты, пионеры, гитлерюгенд).
* Чудовищные эксперименты над людьми в секретных лабораториях (доктор Менгеле, Ихтиандр).
* Белокурые кудрявые женщины в шляпках и меховых боа, которые курят сигареты через мундштук, выщипывают брови и танцуют фокстрот.
* Мужчины в костюмах, плащах, подтяжках и широкополых фетровых шляпах.
* Беспосадочные перелеты отважных белокурых авиаторов (Чарльз Линдберг, Валерий Чкалов).

kaschey_lp размышляет о бурном техническом прогрессе первой половины ХХ века:
А ведь если подумать: практически ВСЁ, чем мы сейчас пользуемся - радио, кино, автомобили, электроприборы массово, высотное строительство, компьютеры, телевидение, звукозапись, авиация (в т.ч. реактивная), ракеты, различные средства коммуникации, радары, пластики всевозможные, антибиотики, атомная энергетика и многое другое - всё это было либо изобретено, либо вошло в широкий обиход в первой половине прошлого века. С изобретениями можно расширить диапазон ещё лет на десять назад - до 1890-х.

Я долго напрягал мозг, пытаясь вспомнить изобретения более поздних времён, после 1950 года этак, которые бы вошли во всеобщий обиход и оказались столь же «глобальными» как вышеперечисленные. Системы глобального спутникового позиционирования? На мой взгляд - эволюционный шаг от аэрофотосъёмки. Интернет? Да, однозначно оказал и оказывает мощнейшее влияние на этот мир. Пилотируемая космонавтика - да, но с оговорками: вплотную к «ближнему космосу» люди подобрались ещё в тридцатые на стратостатах. Мобильная связь? 1947 год. Больше приходит в голову, что в послевоенный период начался экстенсивный путь прогресса: без прорывов, но поступательное совершенствование напридуманного за прошедшие шесть десятков лет. Кто что ещё вспомнит из изобретений-открытий, которыми мы пользуемся ныне постоянно из периодов 1890-1950-й и 1951-2010?

Читать далее в блоге автора
timokhin_a_a рассказывает о первых внедорожниках для эвакуации больных:
Состояние больного стремительно ухудшалось. Стало ясно, что нужна срочная эвакуация, настолько срочная, что обеспечить её может только авиация. Ну что же, в старые времена это может и стало бы проблемой, но не сейчас. Одна загвоздка - больного нужно забрать из непролазной африканской глуши.

Но и тут техника пришла на помощь. Медики могут пользоваться не только обычными санитарными машинами, теперь в их распоряжении есть и специально построенные для скорой медицинской помощи внедорожники.

Прогресс идёт вперед. Ведь уже середина двадцатых, как ни крути...



Эвакуация больного с помощью полугусеничного «Ситроен-Кегресс» в медицинском варианте, и самолёта. Место действия, вроде бы как Чад - на тот момент французская колония. Время - середина двадцатых, точно определить не могу.

Читать далее в блоге автора
sedov_05 пишет о  британском скоростном паровозе 40-х:

image Click to view


...Великобритания потеряла во Второй Мировой войне сравнительно немного своих граждан,... однако экономические и, вызванные в том числе и ими политические потери страны, находившейся в состоянии войны без одного дня шесть лет были по настоящему катастрофическими... Экономическое положение страны после окончания войны не улучшилось, а даже ухудшилось!

...В то время, как повсюду в Европе (и в СССР в том числе) нормированное распределение товаров и продовольствия отменялось, в Великобритании оно, наоборот, вводилось... Великобритания выезжала на том же, на чем выехала после Первой Мировой - она стала лидером по производству хайт-тека - радиоэлектронной техники, в том числе компьютеров, в первые послевоенные годы 2/3 всех европейских автомобилей выпускалось на Туманном Альбионе, в стране развернулось производство современных пассажирских авиалайнеров, в 1949 в воздух поднялся первый серийный реактивный авиалайнер De Haviland Comet и в том же году самый большой из когда либо построенных (на тот момент) пассажирский самолет Bristol Brabazon.


Три (ровно половина уцелевших) LNER A4 в Южной Африке. 2003 год
Эттли был великим премьером. Именно его, а не Уинстона Черчилля назвала в свое время Маргарет Тэтчер лучшим британским премьером XX века и он понимал, что нужно что то, что могло бы поднять настроение населению страны, показать ему то, что ситуация несмотря на все сложности, меняется к лучшему...

В конце 1949 года от платформы знаменитого лондонского вокзала Кингс Кросс отошел именной пассажирский поезд Capitals Limited. Влекомый стримлайновым локомотивом LNER A4, одним из самых быстрых локомотивов в истории (макс. скорость 203 км/ч, максимальная эксплуатационная 140 км/ч), этот поезд совершал рейсы по маршруту Лондон-Абердин, останавливаясь только в Эдинбурге. Запуск это поезда (как и нескольких других «именных» поездов в то время) был настоящим подвигом британских железнодорожников, ведь и пути и подвижный состав был чудовищно изношены за годы войны, когда не хватало персонала и не было возможности закупать новые паровозы и вагоны. Те же стримлайнеры имели минимальный срок эксплуатации свыше 10 лет...

Поезда преодолевали 393 мили (632 километра) за 6 часов 45 минут..., паровозы LNER A4 были модернизированы для того, чтобы пройти этот маршрут без остаовок: в угольном бункере был сделан коридор, чтобы бригады могли меняться не останавливая паровоз, а емкость водяного бака была увеличена с 23 до 50 тонн. Однако, паровозы постепенно изнашивались в 1962 году были заменены на пары тепловозов Deltic. В том же году все LNER A4 были сняты с эксплуатации. Сейчас осталось шесть из 35 выпущенных локомотивов.

Читать далее в блоге автора
kaschey_lp рассказывает об  оригинальном стиле французских автомобилей:
Короткий период популярности стримлайна с середины тридцатых годов до конца сороковых годов прошлого века минус военные годы оставил очень яркий след в автомобильном (и не только) дизайне. По сути эстетика стримлайна и арт-деко позднее сформировали такое явление как «дизельпанк». Если стримлайн был общим увлечением, популярным во всём мире, то во Франции сформировался свой собственный стиль как ответвление от общего ствола - «La goutte d’eau», «капля воды». Характерной приметой стиля стали «текучие» формы и пузатые удлиннённые крылья, подражавшие формой падающей капле воды, часто полностью закрывавшие как задние, так и передние колёса. Проводниками «каплевидного дизайна», принёсшего всемирную славу французской школе кузовостроения и многие миллионы дохлых американских президентов, нарисованных на зелёных бумажках, позже коллекционерам и аукционным домам, стали в немалой степени понаехавшие тоже французы - итальянцы Джузеппе (Жозеф) Фигони и Жан Бугатти, белорус Яков Савчук (Жан Саутчик - ну не могли французы выговорить фамилию Савчук - вот и искалечили), русский граф Алексей Сахновский... Ярко вспыхнув во второй половине тридцатых мода на «la goutte d’eau» стремительно потухла почти сразу после окончания войны - последние кузова в этом стиле относятся к 1949 году. На то был целый ряд причин - и эстетических и экономических...

На долгое время про «каплю» забыли - сперва увлечённые пришедшими из Америки аэростилем и кучерявым «детройтским барокко», а там и вовсе не до того стало. Про «капли» вспомнили лишь в восьмидесятые на волне начавшейся моды на ретро - и вот тогда сохранившиеся экземпляры озолотили своих владельцев!.. Спрос вызвал к жизни подражательство: постройку реплик разной степени аутентичности и «фантазий на тему»...

Этот автомобиль, получивший название «Французский связной» по названию одноимённого фильма стал для Бойда последним - его закончили, когда он был госпитализирован незадолго до своей смерти 27 февраля 2008 года. Построили его для старого друга семьи Коддингтон. Дизайн был навеян Delahaye Type 165 1938 года с кузовом работы Якова Савчука и Delahaye Type 175S 1949 года его же работы... Несмотря на гигантоманию получился очень стильный автомобиль.



Читать далее в блоге автора
kaschey_lp также пишет о  передвижном аргентинском кинотеатре:
Вот такой оригинальный автомобиль - мобильный кинотеатр ездил по улицам аргентинской столицы. Сам автомобиль был оборудован проектором, а прицеп - раскладывающимся экраном. Снимок сделан в 1942 году во время какой-то политической кампании, в коей машина использовалась для агитации. Построена она одним из старейших кузовных ателье Аргентины Жеронимо Ньекко.


Читать далее в блоге автора
mi24a цитирует пост strangernn об  автомобиле-амфибии:
Оригинал взят у strangernn в  Две родных стихии для одной машины: Auto-Boat мистера Панкетана.

Оказывается, проблему плавания амфибий вполне эффективно решили еще в 1921 году. Как сообщил в ноябре 1921 года American Automobile Digest, - изобретатель из Нью-Йорка мистер Поль Панкетан (Paul Panketan) построил семиместный плавающий автомобиль, который на воде не был мучительно неуклюж, в отличие от своих коллег. Как? Ну вот, - вы все видите. Ненужные и портящие все при движении по воде колеса - понимались на рычагах, как я понимаю, конструктивно входивших в подвеску, - и «чистая» лодка разгонялась по воде до солидных 56 км/ч. Заодно, и сухопутные колеса вместе с рулевым управлением, приводом и тормозами зря в воде не болтались.



Переход с наземного режима и обратно занимал примерно 15 секунд и было полностью механизирован. Достаточно было повернуть один рычажок, - и колеса меняли положение с наземного на водное и наоборот, а на земле... На земле 90-сильный двигатель разгонял амфибию до очень приличных 144км/ч. Тут, наверное, сыграла свою роль «лодочная» аэродинамика корпуса....?

Но вот я бы, честно говоря, не рискнул на такой машине и до сотни разгоняться, - однако, сто лет назад на такие вещи люди смотрели гораздо проще.

К сожалению, на этом плюшки кончались и начинались ложки с дегтем. Прочность такой подвески существенно уступала классическим решениям, были серьезные проблемы с управляемостью в поворотах, а уж про цену амфибии лучше не вспоминать. Мне, честно говоря, и насчет надежности всего этого хозяйства не очень верится.

Поэтому, после успешной демонстрации восхищенной публике все и закончилось. Интереса ни покупатели, ни потенциальные инвесторы не проявили. Тем более, что для того, чтобы всеми прелестями амфибии воспользоваться - нужно было иметь хороший пляж для спуска в воду и выхода из воды, на произвольный берег оно, понятным образом, выбраться не могло.

Читать далее в блоге автора
sprinsky размышляет, что стиль «дизельпанк» может проявляться даже в кружевоплетении:
Неожиданный взгляд на стиль. Экспонаты Музея кружевоплетения в Вологде.



Читать далее в блоге автора
sedov_05 рассказывает о  довоенном проекте преобразования речной системы:
Если б не было войны. Программа «Большая Волга».



Карта из «Политического словаря» под редакцией Г.Александрова, В.Гальянова и Н.Рубинштейна. Мск, ГИЗ Политической литературы, 1940.

Как видим - главное целью программы было введение в хозяйственный оборот засушливых земель левого берега низовьев Волги и создание сети водных путей, связывающих все крупные города Европейской части СССР между собой и с морями. После войны программа была частично реализована.

Читать далее в блоге автора
bambuch пишет о  довоенной итальянской технике:
Альфа Ромео на службе дуче.



Альфа Ромео выпускала не только легковые автомобили, но и множество другой техники от грузовиков до авиационных двигателей... Самолет S.M.75 с двигателем Альфы, на фоне Везувия. Он здесь не случайно. В лежащем у его подножия городе Помильяно д Акро, в конце 30-х, был построен авиационный завод...

Читать далее в блоге автора
kaschey_lp рассказывает о  транссахарском автобусном маршруте:
Колониальная экспансия французов в Африке распространялась по принципу «заберём то, на что британцы не польстились». После Первой Мировой войны британцы урвали под свой протекторат самые жирные куски территорий - Палестину, Персидский залив, Ближний Восток, Египет, Ирак: нефть, «старые цивилизации» со всякими там пирамидами... А потомкам галлов досталась Северная и Северо-Западная Африка - по большей части пустыня, да дикие негры с бедуинами.

С транспортом на африканском континенте, да и на всём Ближнем Востоке, тогда было практически никак - верблюды, ослы, да лошади. С тех пор, впрочем, мало что изменилось. В Индии-то британцы инфраструктуру развивали активно, а вот поближе к метрополии как-то совсем грустно было. Пассажирская авиация в 1920-30-е только начинала развиваться, да и дорого, морем не всюду заплывёшь и долго. Железные дороги построить - дело небыстрое и весьма хлопотное. Вот и выкручивались как могли.

Когда-то был у меня большой рассказ о необычных пассажирских автопоездах, курсировавших по пустыням Ближнего Востока между Дамаском и Багдадом. Подсуетились британские подданные уроженцы Новой Зеландии братья Джеймс и Норман Найрны (Nairn).

Французы тоже подтянулись. Опыт транссахарских автопробегов у них уже имелся - в двадцатые было совершено несколько экспедиций на полугусеничных Citroёn. А тут решено было открыть автобусную линию! Да какущую! Маршрут пересекал почти половину континента с севера на юг, от Алжира на побережье Средиземного моря до нигерийского Лагоса на берегу Гвинейского залива. Протяжённость его составляла ни много ни мало четыре тысячи семьсот километров. На тот момент - это самая длинная автобусная линия в мире.



С конструкцией автобусов особо не выпендривались: использовались ничем особо не примечательные Renault AGP85 ’1937, правда, со стримлайновым кузовом по тогдашней моде. Автобусы длиной 7,6 метров и весом в 3400 кг были оснащены двигателем мощностью в 85 л.с. и развивали 60 км/ч максималки. Трейлеры братьев Найрн могли разгоняться до 100 км/ч. Видимо, в отличие от линии Дамаск-Багдад, пассажиропоток в пустыне Сахара был невелик.

Читать далее в блоге автора

s_история, history, фантастика, s_транспорт, ностальгия, main, s_ностальгия, история, s_техника, транспорт, вот это поворот, psy, техника, science

Previous post Next post
Up