Фотография:
«Дуэль Пушкина с Дантесом» (1885), художник А. Наумов
Современное школьное образование принято ругать. Советское, наоборот, - хвалить.
emma-loy вспоминает свои школьные годы, которые пришлись на конец 70-х. И на примере дуэли Пушкина и Дантеса, - рассказывает, как обстояло дело с образованием в СССР.
Когда я училась в школе, историю дуэли Пушкина с Дантесом одна учительница литературы (по совместительству директор школы) рассказывала так: Пушкин с Дантесом начали стреляться, но Дантес никуда не стрелял: он действовал по приказанию царской Охранки, поэтому в кустах сидел опытный стрелок из жандармов, и именно он убил солнце нашей поэзии точным выстрелом.
Другая учительница литературы описывала эту историю несколько иначе: Пушкин и Дантес были очень близкими друзьями, еще с юности. И вот Дантесу дали задание убить Пушкина. Пушкин очень не хотел стреляться с другом, он уговаривал его отказаться от этой мысли, но Дантес настаивал. И прямо перед дуэлью Пушкин к нему подошел и сказал: «Давай не будем стреляться, ведь мы друзья!», но Дантес ответил: «Нет, я тебя убью!». Пушкин тогда отошел и выстрелил в воздух, а Дантес тут же его и убил.
Я об этом вспомнила, потому что о первом варианте написала сегодня в комменте в одном журнале. Оригинальный коммент был такой (речь шла о низком уровне образования у современной молодежи): я не удивлюсь, если в сегодняшней России школьникам говорят, что Пушкина убил кто-то еще, прикрываясь Дантесом. Я и ответила - а почему в современной-то? Нам это в конце 70-х отлично говорили. И поняла: а ведь мне не поверят! Идея покажется откровенно идиотской, полной выдумкой.
И тут есть интересный момент, в определенном смысле, глас народа наоборот: те, кто сейчас так убежденно и страстно говорят о падении уровня образования, которое в стране Советов было таки «прекрасным», учились в хороших школах. Такие школы были, и не так мало, - если не считать в масштабе страны, конечно. Я сама потом (со скандалом и слишком поздно) перешла в школу на соседней улице - никак не сказать, что «хорошую», но такие рассказы про Дантеса там были в принципе невозможны. Те, кто учился в со мной в той, первой школе, и слушал такие рассказы (а они никак не были самым ужасным, что там приходилось слушать), по поводу современного образования не напрягаются и сказки про фантастически высокий уровень преподавания «в царской гимназии» не рассказывают - хотя, наверное, иногда повторяют с удовольствием, у кого ума хватает услышать. Многие стали вполне себе быдлосредним классом, я думаю. Там ведь и отличники были. Только не они творят мифы - вернее, они, но мифы у них другие, транслируемые из зомбоящика, не вечные, зато влияющие на текущую реальность.
А вот миф про блестящее советское образование останется навсегда. Ни на минуту не сомневаюсь, что, не дай мне бог дожить до глубокой старости, я не раз услышу: «Наталия Викторовна, а вы правда заканчивали советскую школу?!». «Правда, - буду говорить я, - и вы не представляете, какая это была помойка и казарма! Никто даже в средненький институт не мог поступить, не отдав котлетину денег за репетиторов, в таком ужасном состоянии было тогда образование», - и на меня будут смотреть с удвоенным восхищением, восклицая: «О! Так эту свободу мысли и критичность оценки вам тоже там привили?! О, почему мы должны учиться в этих ужасных школах, где все такие тупые и здоровые, спорят с учителями, и можно сидеть на полу!». И мой жалкий крик: -Из восьмого класса у нас уходили в ПТУ люди, вполне всерьез едва-едва умевшие читать, и там их тоже никто этому особо не учил!» - ничему не поможет.
Он и сейчас не поможет, в принципе. Надо просто комментов дождаться. От тех, кто учился в хороших школах.
This entry was originally posted at
http://lazy-natalia.dreamwidth.org/1002161.html.