«Нет постыдней зрелища»: блогеры о сериале «Тихий Дон»

Dec 04, 2015 18:20


Изображение: кадр из сериала «Тихий Дон», производство компании «Москино», 2015 год
Новая экранизация знаменитого романа Михаила Шолохова вызвала огромное количество отзывов, как в прессе, так и в соцсетях. С одной стороны, новый «Тихий Дон» называют одним из самых рейтинговых сериалов 2015 года, с другой - нашлось немало критиков проекта. Режиссёрская работа, игра актеров и даже сам сценарий нового сериала - всё подверглось обструкции в movie_rippers - «логове самых злобных кинокритиков Интернета». Пожалуй, нет постыдней зрелища, чем превращение сложного многогранного литературного шедевра в типичнейшую «мылодраму». А это, к сожалению, произошло с данной экранизацией. С герасимовской экранизацией смысла нет сравнивать, ибо классика уделывает весь новодел по всем статьям. Но, к счастью, это и не «Тихий Дон» Бондарчуков, правда, сомнительное такое счастье, знаете ли.... По мне так оба хуже, просто каждый в своей плоскости бытия кинематографичного, ну, у Урсуляка смотрибельней гораздо, пожалуй.
Но обо всём по порядку.

Сценарий

Да, нас сразу предупреждают, что сериал снят по мотивам романа. Чисто теоретически «по мотивам» должно развязать сценаристам руки, на деле же вышло нечто совершенно иное. Видите ли, роман попросту обкорнали, буквально выдрав из него то, что подходило для «мылодрамы» (и то, дополнительно обрезав) и впихнули всё это безобразие в формат типичного российского телесериала. Оттого персонажи неимоверно упростились, а их количество сократилось в разы. Сколько там в романе персонажей, минимум 883? В сериале их сократили где-то до двадцати пяти человек, примерно.

Но это ещё полбеды. Роман-то охватывает сравнительно небольшой, но невероятно насыщенный событиями период: Первая Мировая, Февраль, Октябрь, Гражданская. Но у нас же сериал, посему всё повествование становится жутко рваным и скачущим во временем. Периодически всплывают титры 1912 год... 1917 год... 1918... 1919... ну, зиму от лета можно отличить, и весну от осени, но во время этих скачков запросто выпадает целое лето 1920 года, например, отчего наблюдается следующее: вроде весна, весна, о-па - без какого-либо указания на время уже глубокая осень!

С 1917 годом вообще шиза полная, его полностью заменили хроникой, после чего вроде как идёт начало 1918 года, зима.... И безо всякого перехода тут же выясняется, что уже вовсю Гражданская война, что Григорий Мелехов отвоевал за красных месяца два уже! Знаете, даже читавшим книгу трудно сориентироваться сразу, уж больно много событий выпало, осталось за кадром, отчего всё сюжетное полотно представляется рваным, наспех сшитым, расползающимся. Кто, кого, где, что, кто все эти люди - ох, не завидую тем, кто роман вовсе не читал и экранизаций не видел. Нет, возможно, им будет проще, но поймут ли всю эту мешанину-то... Отсебятины, при таком раскладе, маловато будет, и то, скорее, вынужденная, чем задуманная.

Актёры

Ох, вот тут доля вины лежит и на режиссёре, и на актёрах, и на сценаристах, и на гримёрах. Либо актёры никакие, либо им играть просто нечего, может, и сами не понимают, чего играть, либо всё-таки играют, но персонаж по сценарию таки слит. Пожалуй, мне только Дарья Мелехова (Анастасия Веденская) понравилась как актриса и персонаж, но это на фоне всех остальных. И то, Дарья активно проявляет себя лишь где-то с середины.... но и на том спасибо.

Петро Мелехов... да сказать-то нечего, был и был, вроде и не халтурил, но и не запоминается. Стёпка Астахов примерно на том же уровне, только по сценарию он вечно куда-то пропадает, пока, в итоге, совсем не исчез куда-то. Ильинишна, в принципе, удалась, правда, она только к концу себя проявляет, да и гримёры тут сплоховали, пытаясь перекрасить седину, чего у них не вышло почему-то... Ну, Кошевой ещё есть, но так себе. Прохор... что был, что не был...

В галерее использованы кадры из трансляции сериала «Тихий Дон» на телеканале «Россия 1». Сделаны автором поста.

Пантелей Прокофьевич... знаете, Сергей Маковецкий как актёр в сериале на первом месте. Как персонаж романа - где-то внизу. Потому, что Пантелея сделали чисто комедийного персонажа, ой, как он забавно хромает, падает, забавно хмурится, сердится.... но это не тот матёрый казак из романа, не тот совсем... И, мать вашу, смерть его обставили настолько нелепо, что ставит крест на все потуги Маковецкого. Просто ехал себе Пантелей на санях и помер внезапно на них от чего-то. И... всё, он начисто пропал из сериала. Ни тебе похорон, никто его не упоминает, просто был Пантелей - и нет его, вырезали начисто, будто бы и не было никогда.

Но, ё-моё, что они сделали с Дуней... да, это Дуня, с турецкой кровью... где-то. Вот отбеливать зачем так было?! На Евгения Миронова похожа, кстати... А, ещё и дети были, Григория и Петра, но они мелькали настолько эпизодично, что потом подевались куда-то. Места и времени на них просто не нашлось.

Публикуется в сокращении, читать далее в сообществе.

сериалы, culture, main, телевидение, книги, s_телевидение, s_книги, s_сериалы, politics

Previous post Next post
Up