Диакон Андрей Кураев. Изображение -
Фестиваль Братья, 2006 год
Диакон
diak-kuraev подверг критике слова председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволода Чаплина о том, что «мы имеем право предупреждать, в том числе силой, любые угрозы».
«Очень правильное решение было принято: возможность для России защищаться в любых странах и регионах мира даже без согласия тех кто там властвует от угроз, касающихся нашей страны. Мы имеем на это право. Мы имеем право играть серьезную роль в мире. Мы имеем право предупреждать, в том числе силой, любые угрозы, которые касаются нас сегодня или в будущем, в том или иной регионе мира. Так должна себя вести большая мировая держава, тем более держава со своей миссией, со своим пониманием истории.
Слишком часто за вторую половину ХХ века Россия уходила от того, чтобы пойти на принцип, поставив на происходящее все, в том числе собственную жизнь. Мы начали отступать с Карибского кризиса, мы тогда испугались прямого столкновения. Потом это происходило много раз. Нам нужно и можно было тогда настоять на своем.
Сейчас отступать больше некуда - позади Москва в прямом смысле этого слова. Поэтому сегодня надо ясно сказать: «Нет». Мы или не будем жить никак, или не будем жить по тем правилам, которые нам навязываются извне кем бы то ни было, будь то ультралиберальные элиты или псевдомусульманские, фанатские.
Сегодня была проявлена воля народа, объединение, раскрытие дремлющих сил народа, такое же, как в 1941 году в противостоянии нацизму - это единственное, что может Россию заставить двигаться вперед. Нам скучно, многие устали, многие чувствуют несправедливость, бесперспективность жизни. Нужен новый драйв. Не хватает его. Мы все-таки народ-воин»..
Эти
слова официального спикера патриархии означают одно:
вся великая традиция христианской мысли бессильна перед стёбом таких вот аппаратчиков. Она, традиция, не может их, церковных властителей, понудить к евангелизации мозга. Церковь не может христианизировать своих же возглавителей.
Потому что после всех правильных слов и конференций «за мир во всем мире» все равно придет вот такой рясофорный боров и положит поверх всех евангелий не скажу что.
И все эти исихазмы и анахореты, перихоресисы и космические теозисы в переводе на аппаратно-патриархийный жаргон значат лишь одно: фюрер, ты имеешь право превентивно и даже ядерно бомбить кого пожелаешь по всей планете, а мы будет радостно подвизгивать! А уж своих холопей могешь санкционировать и санировать как пожелаешь и опять же с сугубого нашего благословения! Мы же обещаемся всё это называть «христианством».
И что толку от пятерок и диссертаций по догматическому богословию, если выхлоп в итоге вот такой: «сильный имеет право на всё, потому что он сильный!»?
Что толку гордиться своим «древним каноническим правом» и именовать себя «древнейшим правовым институтом страны», если все право сводится к тому, что «сильный» имеет право в любой точке мира узреть «скрытую угрозу» своим интересам и превентивно отбомбиться по ней (не спрашивая туземных вождей или ООН)? У нас есть Идея, и она позволяет нам устроить ядерный апокалипсис! Ну или хотя бы малость взбодрить свой драйв бомбежкой чужих стран...
Церковь Христова, тебе не стыдно? Ни капельки? За то, что от твоего имени говорят такое и говорит такой?
Триста владык, это же ведь от вашего имени, за вас и вместо вас Чаплин выразил ваше убеждение. Промолчите? Значит, согласные? Вам тоже нужен новый военный драйв?..
Монахи, вот вам новая аскетика: самцовые влечения надо не гасить, а сублимировать в волю к власти и к победе, к разрушению соседей, всего мира и даже самих себя. Согласны? Чаплин - ваши уста и ваша новая вера. Про распятого на Голгофе Неудачника забудьте. Вы же ведь на самом деле в монастыри пошли не Христу служить, а Империи и ее Великой Идее. Не правда ли?
Вы, монахи, так любите на досуге посплетничать о «всеереси экуменизма», о подменах отеческой веры, о том, что чистоте православной веры угрожают всякие новомодные соблазны. Под эту квалификацию новое чаплинское кредо никак не подходит? Оно ваше? Может быть... Но точно ли оно Христово?
Богословы, вам предстоит тяжелая работа. Чаплин всего лишь развил слова нашего президента о том, что «
Пятьдесят лет назад ленинградская улица научила меня: если драка неизбежна - бей первым». Ну да, в пивнушках такие советы найти несложно. Но ваши-то университеты были иными! Неважно. Теперь вам предстоит найти цитаты из Писания как Ветхаго, так и Новаго Заветов, равно как из Святых Отцов и Соборных деяний с аналогичным духовным советом: «бей первым!». Гугл вам в помощь!
И помните: если вы надлежащих цитаток не найдете, а просто промолчите, все равно будете ходить обо**анными со всеми вашими диссертациями. Ибо цена вашей древнегреческой эрудиции и вашей веры была взвешена и оказалась ничтожной: Великий Чаплин кончиком своего языка смог перевернуть всю христианскую этику - и весь якобы соборный «организм любви» молча и с заискивающими улыбочками утёрся.
Экзегеты, напрягите ваши мышцы: надо установить параолимпийский рекорд по гибкости языка и позвоночника. Ибо древние слова «блаженные миротворцы» надо перетолковать так, чтобы на выходе появился ... Чаплин, призывающий оздоровительную войну на ваши головы...
Живописцы, окуните ваши кисти и напишите картину маслом, фиксирующую сей трогательный момент: Церковь Христова, обличающая мирный образ жизни!
Да, это интеллектуально-нравственный финал. Если не будет голосов протеста изнутри церкви и выметания Чаплина из любых административных коридоров патриархии.
Не, ритуально-финансовая контора останется. Но ее претензии на «нравственное учительство», на «духовное водительство» и «возвещение воли Божией» станут очевидно-ничтожными, смешными и даже кощунственными.
Благоутробие чаплинских собратьев и сослужителей продолжит изрыгать благоуветливые глаголы и высокие наставления. Но все они они будут умножаться на этот чаплинский ноль и тем самым обнуляться. Ибо что толку слушать беспринципных трусов, боящихся нет, не Сталина, а Чаплина?!..
Видя их, дружною толпой собравшихся у трона, их стиль общения и работы, понимаешь, что у администрируемой ими религиозной организации не может быть никакой уверенности в завтрашнем дне. Ибо каким оно будет, это завтрашнее дно?..
Публикуется в сокращении, подробнее
в блоге автора.