«Мир в глиняной плошке». Выставка японских бонсай в Аптекарском огороде

Nov 23, 2015 12:20


Бонсай изначально возник в Китае в эпоху династии Тан (VIII-X вв.) Фото - vladimirdar
Бонсай - искусство выращивания карликовой копии настоящего дерева в миниатюре, - один из древнейших феноменов японской культуры. Об открывшейся в Москве выставке бонсай рассказывает vladimirdar.


Недавно узнал, что в Москве, в «Аптекарском огороде» Ботанического сада МГУ проходит большая выставка японских бонсай - удивительного восточного искусства выращивания карликовых деревьев причудливой формы. Обычно считается, что бонсай являются эстетическим и медитативным средством наслаждения человеческой души Красотой как категорией. Умение ценить красоту бонсай является высоким качеством оценки знатока искусства вообще и его умения погружения во внутренние миры путем медитации на Красоте, в частности. Для меня бонсай всегда являлись всецело чудной и восхитительной областью искусства, поэтому снимать бонсай - не только наслаждение процессом фотографирования этих произведений домашнего-садового мастерства, но и вхождение собственными чувствами в саму суть Красоты и её глубокой эстетики...

Здесь я попробую достичь невозможного - сделаю попытку передать своими фотографиями ощущения и чувства, что вызвала эта выставка как цельная инсталляция, так и наслаждения отдельными бонсай, поэтому снимков будет много, как разных ракурсов бонсай, так и общих видов самой выставки - этим я попытаюсь ввести вас в легкое погружение в искусство японских бонсай - остановить рациональное и дотошное сознание, вызвать контакт с бессознательным и, конечно же, с пылкой и жаждущей Красоты человеческой душой...

Выставка «Мир в глиняной плошке» проходит в новой уютной оранжерее «Аптекарского огорода», что находится слева от комплекса основных оранжерей Ботанического сада МГУ.



Общее первое впечатление очень позитивное - выставочные стенды большие, современные, новые, дизайн экспозиций бонсай простой, но эстетически изысканный. Субмодальных ощущений добавляют и стилизованные садовые дорожки, аккуратно засыпанные гравием. Звучит старая японская музыка с преобладанием старых японских струнных музыкальных инструментов и древней флейты сякухати, по некоторым сведениям, перекочевавшей в Японию из древнего Египта. Звукоряд очень гармоничен и ненавязчив...



Мы осмотрим, для начала, экспонаты основной линии экспозиции выставки, а затем начнем рассматривать отдельные выставочные витрины. Параллельно я немного буду рассказывать об древнем искусстве для вхождения в исторический контекст и некоторые любопытные подробности о бонсай).

Искусству бонсай уже более двух тысяч лет. Именно в те времена китайский император Ши Хуан-ти захотел побольше узнать о своей великой стране, поэтому из столицы были направлены десятки образованных людей во все провинции Китая с тем, чтобы изучить местные условия и достопримечательности, а затем изобразить их в миниатюре для императора. И это должны были быть не рисунки, а наглядные макеты, демонстрирующие в уменьшенном масштабе горы, реки, дома, скот и даже людей. Макеты получили название «пенжин» (penjing).



Практика создания миниатюрных пейзажей, приглянувшийся горный или морской вид, сохранилась до наших дней. Это искусство проделало большой путь от древних пенжинов до современных инсталляций. По мере своего развития оно диверсифицировалось. В каменно-песочные композиции стали включать живую натуру - специально уменьшенные деревца и кустики, мох, траву. Сформировались целые школы последователей этого искусства, склонявшихся к тому или иному направлению - бонсэки, суйсэки, сайкэй, бонкэй, бонсай...



Япония познакомилась с первыми образцами пенжинов много позже, лишь в начале VII века, когда ко двору императрицы Суйко прибыло посольство из Китая. Среди многочисленных даров японскому престолу были и пенжины. Их японцы стали называть по-своему - бонкэй (пейзаж на подносе) - панорамные пейзажи бонкэй изготовляли из глины, камней, песка и небольших растений, как засушенных, так и живых. Но уже тогда можно было усмотреть предпочтения отдельных художников в подборе исходных материалов. Так, огромную популярность завоевали бонсэки (дословно: камни на подносе) - пейзажи, изготовленные исключительно из неживого материала: камней и песка, а также сами камни, в силу своей необычной формы или текстуры, становившиеся объектами любования. Такие камни называли суйсэки (слово, составленное из двух иероглифов - «вода» и «камень»).

Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Возраст - около 100 лет.



Изначально искусство любования камнями было предназначено для узкого круга лиц - императора и его придворных, способных оценить тончайшие нюансы прекрасного. Одним из заядлых суйсэкистов (если допустим такой термин) стал император Го-Дайго (1288-1339). С ростом торговых обменов с Китаем с материка в Японию стали проникать идеи дзэн-буддизма, горячо воспринятые самурайским сословием. Искусство суйсэки очень четко отразило каноны новой религии - простоту, граничащую с аскетизмом, медитацию и интуитивное прозрение. Под влиянием буддийских монахов любование камнями, отыскивание в них скрытого смысла стало методом духовного самосовершенствования. Так суйсэки вошло в жизнь сотен тысяч самурайских семей.

И именно японцы сделали бонсай самодостаточным искусством, перестав рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, именно в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.

Наибольшей популярности это искусство достигло в XVIII - XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше - в конце XIX века. Ряд образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.

Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Возраст - около 30 лет.



Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра.

При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность - табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера и это место занимать не рекомендуется...

Можжевельник китайский. Возраст - около 50 лет.



Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Возраст - около 70 лет.



Как известно, сейчас поздняя осень, и многие не вечнозеленые бонсай сбросили свои листья, поэтому выглядят вот так несколько беззащитно и «голо»...

Хурма восточная. Возраст - около 12 лет.



Клен трехраздельный. Возраст - около 75 лет.


Клён трёхраздельный - это популярный выбор для создания бонсай и прекрасно реагирует на использование техник уменьшения листьев и обрезки.

Падуб пильчатый. Растение относится к семейству падубовые (Aquifoliaceae), всего существует три рода, но в основном в этом семействе много разных - чуть не полторы сотни видов...



Стенд с фикусами притуплёнными, второе название - фикус мелкоплодный, - тропическое дерево с толстым гладким стволом, воздушными корнями и разветвленной кроной. Он имеет гладкие кожистые, яйцевидной формы листья зеленого цвета на коротких черешках и распространен в Юго-Восточной Азии, Западной и Северной Африке, Южной Европе...

Фикус притупленный. Возраст - около 60 лет.



Земляничное дерево крупноплодное. Возраст - около 30 лет.



Его родина - Средиземноморье. Это вечнозеленый кустарник высотой до 5-10 м или небольшое дерево, ствол которого покрыт коричневой шероховатой корой. Хрупкие ветви с очередными кожистыми, гладкими и пильчатыми по краю листьями размером с буковый лист. Осенью на дереве появляются похожие на ландыши белые или розовые цветки в коротких поникающих метелках, из которых образуются оранжево-красные круглые плоды, напоминающие землянику. В Португалии из съедобных плодов земляничного дерева изготавливают ликер. Земляничное дерево в коллекциях бонсай встречается крайне редко...

Костянкоплодник кругловатый. Возраст - около 50 лет.



Бук городчатый. Возраст - около 50 лет.



Бук городчатый - уроженец Японии, где образует очень красивые леса, покрытые маленькими и очень мощными листьями, одинаковыми для всех видов бука.

Ель Глена - популярный вид для создания бонсай. Внешне дерево напоминает ель обыкновенную, однако различается длиной хвои, которая достигает только 0,5-1 мм, и немного тоньше. Крона густая, конусовидная, кора красно-бурая, в чешуйках. Побеги коричнево-красного цвета, густо покрыты хвоей...

Ель Глена. Возраст - около 45 лет.



Мы еще не только не закончили, но, можно сказать только начали осмотр - не переключайтесь и переходите ко второй части этого материала о чу́дных бонсай, поражающих воображение и побуждающих созерцать...

Источники: Япония сегодня № 9-10, 2005

© Vladimir d’Ar

Часть вторая

Публикуется в сокращении, подробнее в блоге автора

culture, s_удивительно, s_творчество, искусство, main, удивительное, s_искусство, добрые новости, s_Япония, Япония, psy, природа, s_природа, science

Previous post Next post
Up