«Русское добро»: империя хлебных вин царской России

Nov 23, 2015 18:00


Крылатое выражение «пить водку вёдрами» имеет практическое значение - до 1885 года вёдро объёмом 12,5 литров было обычной мерой вместимости крепких напитков. Изображение:Sara Goldsmith, 2007 год
Водку в Российской Империи именовали столовым или хлебным вином и «Русским добром». О забытых победах русского алкоголя на выставках в Париже, редких бутылках в форме медведя, Пушкина и Эйфелевой башни, старых мерах жидкости (от бочки до шкалика) и других особенностях отечественного вино-водочного дела, пишет imperium_ross. Любопытен вычеркнутый пробел в истории промышленности и производства в Российской Империи, тот самый вычеркнутый пробел, которая стерла новая Советская власть, пришедшая в результате революционного переворота в октябре 1917 года. Всем известны факты, что в последствии всё достояние Российской Империи, и её граждан Советская власть присвоила себе на безвозмездной основе, то есть национализировала, впрочем, сейчас я не об этом, так как опережаю события.

В этой статье упомянем отечественное производство спиртных напитков Российской Империи. Интересен тот исторический факт, что алкогольное производство в выпуске представляло известные отечественные российские бренды по всей Европе и миру, активно участвовало на международных выставках, и выставляло широкой международной публике отечественные товары: виноградную и хлебную водку, вина, коньяки, ликеры, наливки, пиво и другие спиртные напитки. Завоевывало на международных выставках первые и вторые места.

В конце 19 века и в начале 20 века продукция российских вино-водочных заводов занимала первые и вторые места на международных выставках в Париже, Мадриде, Ливерпуле, Брюсселе, Турине, Антверпене, Риме и на отечественных выставках в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Кишиневе, Нижнем Новгороде. Самое любопытное, так это многие отечественные напитки получали Гран-при, золотые и серебряные медали, почетные дипломы, которые в последствии размещались на этикетках.


Продукция пользовалось огромной популярностью среди отечественного местного населения, а также пользовалось популярностью и у зарубежных потребителей, товар поставлялся на экспорт в ряд стран Европы, Грецию, Кипр, Турцию, Ближний Восток, и другие страны.

К примеру на Всемирной выставке в Париже высших наград (Гран-при) были удостоены: «Казенная продажа питей», Пересажский (Черниговской губернии) ректификационный завод Е. А. Случевской, «Товарищество Н. Л. Шустов с С-ями», «Акционерное общество А. Вольфшмидта», золотыми медалями отмечены В. А. Штритер, (водки, наливки, ликеры), Д. З. Сараджев (спирт, коньяк, хлебное вино, ликеры, наливки), наследники И. В. Александрова, Н. А. Терещенко, графиня А. Д. Строганова, Н. Н. Евреинов, В. П. Калашников, П. А. Смирнов, Бекман.

Некоторые из российских производителей водки и других крепких напитков получили высокое звание Поставщика Его Императорского Величества, эти производители могли изображать на своих этикетках и на бутылках Государственный герб России - Двуглавой Орёл.

Бутылки вино-водочной, коньячной, и пивной продукции Российской Империи различались по своей дизайнерской работе (форма стоящей обнаженной женщины, форма медведей, рыбы, гимнастки, сидящего на задних лапах пуделя, крестьянина с балалайкой, в виде бюстов Пушкина, Тургенева, царевны Ольги, генерала Скобелева или в виде Эйфелевой башни и т. п.),разнообразному по цвету стеклу, и различной ёмкости. Иной раз, вид оригинальных бутылок Российской Империи поражает воображение нашего современника - вид и цвет конструкции в художественном плане весьма необычен, как и этикетки, которые оформляли известные русские художники того времени.

Сейчас этикетки считаются уникальным антиквариатом, и стильным раритетом, образцом прикладного искусства, редкая бутылка в виде крестьянина с балалайкой очень редкостный экземпляр у коллекционеров и стоит немалых финансовых средств.


Читать и смотреть далее в блоге автора

история, s_история, history, s_алкоголь, main, Россия, science

Previous post Next post
Up