Высочайшая точка Фанских гор - вершина Чимтарга (5489 метров над уровнем моря), породы Фанских гор содержат золото. Фото:
dpleshakov
«Впихнуть невпихуемое» - задача для фотоблогера
dpleshakov. По возвращении домой нужно выбрать из 3000 снимков максимум несколько десятков для публикации в Живом Журнале, а ведь красоты гор общеизвестны, да и фотография передаёт их лишь отчасти.
Впихнуть невпихуемое. Выбрать заглавную фотографию, когда снимал горы. Сократить три тысячи фотографий до какого-нибудь разумного числа. Вроде уже не первый раз в горах, не первый раз с фотоаппаратом - но, каждый раз, это задача задач.
В
прошлый раз я рассказывал о дороге из Душанбе в альплагерь Артуч. Все ждали от меня гор, и вот горы случились. Сегодня мы дойдем до Куликалонских озер и поднимемся на Алаудинский перевал.
Душанбе, часть 1
Душанбе, часть 2
Дорога из Душанбе в альплагерь Артуч
От Артуча до Куликалонских озер на Алаудинский перевал
Алаудинские озера 1. Приехали в лагерь уже ночью, когда окончательно стемнело. Правда, солнце в горах заходит очень быстро, как такого периода сумерек нет. Сразу становится темно. Водитель несколько раз порывался высадить нас где-нибудь не там, но, в конечном итоге, довез по назначению. Серега умудрился забыть в машине свою походную шляпу, а, в остальном, обошлось без приключений.
2. Альплагерь - это несколько домов, более-менее цивилизованный душ-туалет и много пространства для установки палаток. Уже стоял лагерь украинской группы (с которой мы еще несколько раз встретимся). Мы в темноте нашли ровный и сухой участок, поставили палатки и легли спать.
3. Утром - подъем и сбор вещей. Первый три дня нас сопровождали два осла (которые умные животные, а не глупые люди); вся еда и некоторые тяжелые вещи ехали на них. На фото - ответственный момент - привязывание вещей к ослу.
4. Конечно ослы сильно уменьшают вес рюкзаков. И позволяют набрать всяких излишеств - все три дня мы, например, регулярно ели арбузы и дыни. Но сказывается, что Артуч уже располагается на высоте около 2 000 метров. Для примера, Душанбе - примерно на 600 метрах. А нужно было высоту набирать. Фактически без акклиматизации мы вышли на маршрут.
5. Никогда бы не подумал, как на самом деле звучит знаменитое ослиное «Иа-а». Это ужасный звук больше всего напоминает звук торможения поезда. И громкостью - тоже. Ночью один осел легко может разбудить все лагери, расположенные по берегам озера. «И» - это вдох, «а» - это долгий выдох. Некоторые особи, кажется, пытались избежать своей роли носильщиков и совершить суицид через крик: они начинали неистово орать, хрипели, задыхались и разве что не падали от усталости. Но не прекращали крик.
Ни один осел, в итоге, не пострадал. Если только морально.
7. Горы Таджикистана сильно отличаются от всех виденных мною раньше. И, пока, серьезно держат первое место по красоте. Если на Алтае, к примеру, ты долго идешь по холмам и лесам, позже эти холмы начинают плавно обнажать скалистую породу, то в Фанских ты сразу в долине среди высоких скал. Очень здорово!
8. Второе важное отличие - это сухость воздуха. Дышать легко, жара переносится легко, только, жаль, воздух почти не имеет вкуса.
10. О нашем маршруте. Мы вышли из альплагеря Артуч и отправились к Куликалонским озерам. Далее через Алаудинский перевал спустились к одноименным озерам и пошли к Мутным (тоже озерам). Оттуда - перевал Чимтарга и озеро Большое Ало. Через перевалы Мунора и Тавасанг к Мургозорским озерам. Где нас уже ждал транспорт обратно в Душанбе.
11. На всем маршруте два официальных категорийных перевала. Алаудинский перевал - 3 800 метров - категория 1А. И перевал Чимтарга - 4 700 метров - 1Б. Остальные категории не имели.
12. До Мутных озер идет удобная для осликов тропа. Поэтому ослы сопровождали нашу группу только три дня - дальше все вещи были распределены по рюкзакам. Зато после перевала Чимтарга заканчивается популярная туристическая жизнь. Остаются только местные (коих немного) и немногочисленные туристические группы. У нас было несколько дней, в течении которых мы даже не видели других туристов.
13. Но все это впереди. Пока мы еще не далеко ушли от автомобильной дороги. Вокруг - следы пребывания человека, разные летние пастушьи домики, тропы. Часто - одиноко пасущиеся коровы.
14. Важное событие, первый привал в походе.
17. Где-то на этом моменте мой организм решил выключиться. Началась горняшка в легкой форме: мне стало дурно, не получалось глубоко вдохнуть. Вечером в лагере я просто упал в палатку без еды и проспал до подъема.
18. Так продолжалось почти до Мутных озер, пока как-то плавно не прошло. Но в эти дни было плохо настолько, что я всерьез думал над вариантом вернуться в цивилизацию и послать идею похода куда подальше (повыше?). Хотя продолжал идти и выполнял все надлежащие туристу функции. Так, например, мы искупались в большей части озер (хотя, признаю, я лично - не во всех). Вот это - самое крупное Куликалонское озеро. Вода в районе десяти градусов. Бодрит.
20.
21. Жаль, что у меня не было ни сил, ни умения снять эту же стену ночью. В районе четырех часов утра я выполз из палатки по малой нужде, светила яркая луна, не было даже намека на ветер. Из-за этого вода в озере никак не отличалась от берега - я несколько минут потратил в попытке понять, где можно ходить, а где - окажусь в озере. Усложнялась все тем, что наш лагерь с трех сторон был окружен этой самой водой.
22. Но и днем, как мне кажется, стена производит впечатление...
33. Последний взгляд на долину...
39. Уже на перевале, поедая перевальную шоколадку, спросили гида (
broshevan):
- Ну что, это был самый сложный перевал на маршруте?
- Что вы, самый легкий.
Позже Сергей будет утверждать, что такой диалог не мог состояться. Дескать, Алаудинский перевал, действительно, один из самых сложных на маршруте. Но моральные силы группы были ощутимо подорваны.
40. Как бы то ни было, все поднялись на перевал, и все (с разной скоростью, но тем не менее) спустились к Алаудинским озерам. Никто не решил уехать домой, вся группа успешно завершила поход.
(Публикуется в сокращении, подробнее
в блоге автора)