«Как стать великим человеком»: корреспондент «Журнала ЖЖ» посетил особняк Петра Капицы

Nov 03, 2015 11:06


Капица называл себя «русским православным атеистом». «Это, кстати, весьма распространённая формула отношения к вере, к духовной культуре. По существу ведь и наука выросла из религии», - пояснял он. Изображение:Борис Кустодиев, 1921 год

Молодой человек с курительной трубкой вальяжно откинулся на стуле. Его яркий зелёный пиджак контрастирует с простым костюмом его товарища, тепло глядящего на юношу. Они оба родились в России и оба в будущем станут лауреатами Нобелевской премии - Николай Николаевич Семёнов за достижения в области химии, юноша в зелёном - его зовут Пётр Леонидович Капица - за открытия в физике низких температур. «Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас»,- якобы сказали молодые люди художнику. Двойной портрет кисти Бориса Кустодиева известен многим, но мало кто знает, что висит он не в Эрмитаже или Третьяковской галерее, а в музее-кабинете Петра Капицы.

Уютный двухэтажный коттедж прячется в глубине парка на территории Института физических проблем, который сейчас носит имя своего основателя - в 1934 году советские власти аннулировали визу Капицы и вынудили его перенести свои исследования из Великобритании в СССР. Этот особняк легко представить в Оксфорде или Кембридже, где молодой Капица работал под руководством «отца ядерной физики» Эрнеста Резерфорда.

В его стенах до сих пор витает дух великого ученого, говорит директор музея Татьяна Балаховская: «Здесь хранятся не только экспонаты, но и огромный фотографический и документальный архив: есть и видеозаписи, и фонограммы. Количество материала хватит на десяток диссертаций - уж точно кандидатских, может и докторских. В гостях у Капицы бывали практически все известные современники: Любовь Орлова, Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Александр Солженицын, Алексей Толстой, Соломон Михоэлс и многие другие».

В гостиной на первом этаже висят десятки фотопортретов известных деятелей искусства и науки, почти все - с автографами. Есть и фотография прославленного датского физика Нильса Бора, трижды рекомендовавшего кандидатуру Капицы Нобелевскому комитету. В центре комнаты стоит обеденный стол, который Петр Леонидович сделал сам - мастер на все руки, он любил столярничать, но умел делать и сложные приборы, например, чинить часы. На каминной полке выделяется столетняя керамическая бутылка голландского джина Old Geneva. «Джин испарился, зато джинн наверняка на месте»,- смеется хранительница музея.

Ещё больше интересных экспонатов на втором этаже, где располагался рабочий кабинет Капицы. Вдоль полок с книгами и наградами стоят столы с приборами, многие из которых сделаны руками ученого. Таинственно возвышаются баллоны с гелием. Именно за открытие сверхтекучести этого газа Капица получил высшую награду научного мира - здесь же под стеклом стоит грамота Нобелевского комитета, врученная ему в 1978 году.

В одном из шкафов хранятся мантии и парадные костюмы Капицы. Рядом в витрине лежат бумаги и фотографии ученого, между ними примостился загадочный ключ в форме крокодила - в нем есть что-то масонское, но открывал он вовсе не тайную ложу, а лабораторию. Капица придумал прозвище для своего английского босса Резефорда - «Крокодил». Это прозвище так прижилось, что на здании лаборатории, построенной в Кембридже специально для Капицы, появился барельеф крокодила и был сделан соответствующий ключ к парадному входу.

Полная экскурсия по двум комнатам занимает более полутора часов - директор и единственная хранительница редкой коллекции Татьяна Балаховская долго и увлеченно рассказывает о каждом экспонате. Она ответила на несколько вопросов ЖЖЖ:

- Кого вы видите посетителями вашего музея?

Сейчас нас посещают в основном дамы пенсионного возраста, это самая активная часть нашей публики. Я думаю, это главная группа посетителей в любом музее. Самые желанные посетители музея - это, конечно, школьники и студенты. Наша экскурсия в основном не про физику, а про то, как стать великим человеком, вырастить в себе крупную личность. Как мне кажется, молодые люди могут увидеть здесь необходимый жизненный материал.

Иногда нас посещают такие экскурсии: бывают профильные студенты-«криогенщики», приходят старшеклассники, из них мне больше всех понравились ученики лицея при Физтехе. Как это ни странно, у студентов нет такого сияния в глазах, которое можно увидеть в глазах некоторых детей. Поэтому лучшие мои посетители - это такие вот старшеклассники.

- Какой экспонат вы показали бы им в первую очередь?

Есть один предмет, который стараюсь показать школьникам и обратить на него их внимание. Когда Капица учился в школе, он написал письмо в журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики». В нём он сообщает, что нашёл новое доказательство теоремы Пифагора, отличное от тех, что приводят в учебниках, и просит его опубликовать. В случае отказа от публикации он просит объяснить причину.

В математической школе мы доказывали эту теорему «в хвост и гриву», но никому из нас не пришло в голову написать письмо в журнал! И не просто написать, но добиться ответа! Детям важно понимать, что у человека должна быть не то чтобы наглость - активность, способность довести дело до конца. Если нарисовал картину, то надо выставить её на выставке.

- Что нового о Капице можно узнать в музее?

Хотя о Капице есть множество публикаций и его биография хорошо известна, но его жизненный путь был настолько выдающимся - трижды у него в жизни был крутой облом, он оставался у разбитого корыта и каждый раз он собирался, начинал работать с нуля и поднимался ещё выше. В воспитательном плане наш музей показывает молодёжи, что в самой тяжелой ситуации надо встать и идти вперед.

- Чего вам не хватает в вашей коллекции?

Музей сейчас в плачевном состоянии, всё осыпается. Хотя музей часть института, на него не тратится ни копейки - музейный совет РАН хоть как-то минимально нас поддерживал, сейчас с ФАНО (Федеральное агентство научных организаций - ЖЖЖ), такого нет. В музее всего один сотрудник на полставки - это я. Конечно, мои возможности ограничены, могу повесить картину обратно на стену, но не более. Конечно, идеально было бы создать большой музей - здесь хватило бы материала и на Капицу, и на музеи, которых у нас еще нет: музей нобелевских лауреатов, музей физики. Они бы идеально вписались в пространство, где витает дух великого ученого.

Время работы музея: вторник и четверг с 12.00 до 18.00 часов. Попасть в него можно только по предварительной договоренности.

Этим репортажем ЖЖЖ продолжает серию материалов о малых музеях России. Они, как правило, остаются без внимания СМИ, и очень мало людей знают об их существовании. Просим наших читателей посетить один из таких музеев в вашем населённом пункте, и выложить его описание или в своём ЖЖ (и прислать нам ссылку на пост), или прислать материал к нам на почту livejournal.magazine@gmail.com (желательно, с фотографиями экспонатов музея) - мы опубликуем его с указанием вашего авторства и благодарностью от нас.

Текст: Алексей Аликин

culture, s_наука, наука, main, музеи, society

Previous post Next post
Up