«Оптимизация» школьного образования в России: так ли она плоха?

Oct 23, 2015 10:00


Изображение из серии «Франция в 2000 году» - «Школа будущего», 1901-1910 годы
Школа действует по принципу закачки знаний из учебников в мозг электрической машиной
«В России идет постоянная „оптимизация“ системы образования, целью которой является экономия бюджетных средств. Понятно, что чем меньше учителей, тем больше экономия. Придумали даже такую штуку как „количество учеников на одного учителя“. Попробуем разобраться, в чём тут дело». Во-первых, нельзя сравнивать количественные показатели учителей и учеников в российских школах с соответствующими показателями в европейских школах. Это величайшая дурость, которая проистекает из непонимания различий между системами образования. В российской школе количество учеников на одного учителя при нынешней системе образования будет несомненно меньше, чем в европейских государствах. Вот некоторые чисто логические соображения, которые объясняют эту особенность российской школы.

Представьте, что вы ученик и учитесь в седьмом-восьмом классе. Сколько у вас в школе будет уроков математики? Около шести уроков в неделю, так? В других классах примерно столько же уроков. Допустим, в школе, в которой вы учитесь, в каждом классе по три параллели, тогда всего классов в течение 6-11 годов обучения будет 6*3=18.

Один учитель может в неделю провести максимум около 35-36 часов занятий, тогда получаем, что максимальное число классов у такого учителя равно 36:6=6. То есть 1 учитель может вести максимум только у шести классов из 18, которые есть в школе. То есть таких учителей понадобится аж 3 штуки на одну школу. Но если бы уроков математики было в среднем в три раза меньше, то можно было обойтись одним учителем математики. Таким образом, число учеников на одного учителя выросло бы.

То же самое можно сказать и о других предметах школьной программы, например, историю и обществознание также ведет один и тот же учитель и если посчитать все уроки историй и обществознания, то выйдет четыре урока в неделю. Аналогично с русским языком и литературой. Если уменьшить число этих уроков в два раза, то один учитель сможет вести в два раза больше классов и соответственно, число учителей уменьшится в два раза, а число учеников останется тем же, что и было.

В европейских государствах благодаря такому подходу удается достичь большого количества учеников на одного учителя. Там образование индивидуализировано. Что это значит? Это значит, что если в России все школьники изучают все предметы школьной программы в одинаковом объеме и у них нет никакой возможности что-то выбирать, то в государствах западной европы и в США со старших классов есть только некоторый обязательный минимум занятий, которые необходимо посетить, а все остальное ты должен выбирать для себя сам в рамках определенного количества часов. При таком раскладе две трети учеников могут решить изучать математику в облегченном варианте 1-2 раза в неделю. Таким образом, там нагрузка на учителя резко падает начиная с 8-9 классов и поэтому там в школе на порядок меньше учителей, чем в России.

Но все равно находятся олухи, которые сравнивают и с пеной у рта кричат, что российская система образования неэффективна, потому что в европе больше учеников на одного учителя. Если хочешь всех одинаково учить одинаковому количеству предметов в одинаковом объеме, то у тебя в школе по-любому окажется больше учителей, чем у того, кто обучение «индивидуализирует».

В современной России, если оставить систему образования такой, какая она есть, требуется около 1,17 млн. учителей. На данный момент в России учителей больше примерно на 200 тысяч. Это можно объяснить только большим количеством малокомплектных школ. Таких школ по всей России по моим расчетам от 11 до 13 тысяч, то есть примерно одна пятая часть от всех школ или чуть больше.

Соответственно, для «оптимизации» системы образования надо закрыть эти школы и организовать бесплатный подъезд учащихся из этих населенных пунктов в ближайшую школу и обратно.

Вторым вариантом оптимизации является применение «индивидуализации» обучения по примеру европейских государств.

culture, s_Россия, main, Россия, образование, s_образование, science

Previous post Next post
Up