Дворовые игры аналоговой эпохи

Oct 14, 2015 16:00


Психологи заявляют, что средняя продолжительность концентрации внимания уменьшилась за последние 10-
15 лет в десятки раз. Если раньше было нормой, когда ребёнок мог удерживать внимание на уроке 40 минут,
сейчас на такую сосредоточенность способны единицы. Изображение: Pink Sherbet Photography, 2006 год
Говорят, нынешние дети рождаются с гаджетами в руках. Они меньше социализированы, их нейронные связи растут быстрее, а интернет стал их жизненным пространством. Так происходит эволюция. neferjournal предлагает взглянуть на то, как, и во что играли когда-то другие дети. Возможно, что ими были мы.
В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов. Теперь они играют в компьютерные игры или проводят время в специально организованных детских клубах. Вспомним игры, в которые играли мы!

1. Резиночка

Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих 3-4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (первые) до уровня шеи (шестые). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра назывались «пожэпэ»)) Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
Говорят, развивает вестибулярный аппарат, координацию и внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.


Изображение: ARudov, 2014 год

2. Классики

Требуются мелки, асфальтовая площадка и биточка. Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное попасть биткой в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.
Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

3. Бояре

Участники этой старинной народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речевку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.
Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

4. Тише едешь, дальше будешь - стоп

Задача водящего стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (быстро или медленно), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
Игра развивает координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.


Изображение: Jayhawksean, 2012 год

5. Колдунчики

Участники убегают от водящего (эдакая разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с брызгалками и поливать друг друга водой. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.
Развивает умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

6. Море волнуется раз

Ведущий отворачивается от игроков и произносит:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
Игра развивает воображение, спонтанность и артистичность.

7. Казаки-разбойники

Игроки делятся на две команды. Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. Разбойники загадывают секретное слово. Казаки отходят в сторону так, чтобы не видеть разбойников. Разбойники убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т. п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками казаков. Задача казаков найти по стрелкам разбойников. Каждого разбойника казак приводит в тюрьму и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например при помощи пыток крапивой. Казаки побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех разбойников.
Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать своих.

8. 12 палочек

Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на рычаг (например, на дощечку и положенный под нее камень) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, он бежит к рычагу и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.
Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

9. Вышибалы

Два игрока встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача вышибал, бросая мяч друг другу, попасть в любого из игроков в центре. Задача игроков - увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут спасти выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде центральных игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
Согласно легенде развивает умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

10. Я знаю 5 имен

Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю пять имен девочек», ударяет мячом о землю и называет имена друг за другом без перерыва. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю пять имен мальчиков», «Я знаю пять цветов», «Я знаю пять животных», «Я знаю пять городов». Как только, отбивая мяч, игрок замешкался и не успел назвать имя, ход переходит к другому участнику.
Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

11. Съедобное-несъедобное

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если это съедобное, игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например: яблоко - дыня - морковь - картошка - утюг. Если игрок ошибается и «съедает» несъедобное, то он становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее, интереснее и сложнее играть.
Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

12. Ножички

Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры «в ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.
Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

13. Колечко-колечко

Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу или колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою. Задача водящего - незаметно вложить колечко одному из игроков, а потом произнести: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.
Игра развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.



14. Вы поедете на бал?

Водящий произносит считалку:

Вам барыня прислала туалет.
Что хотите, то купите.
Да и нет не говорите.
Черно-бело не носите.
Вы поедете на бал?

Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут спутника и т. д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный» и «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.
Развивает умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

15. Я садовником родился

Каждый игрок выбирает себе название цветка и сообщает его садовнику-водящему и другим игрокам. Водящий произносит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет название цветка одного из игроков. Далее происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся (например, не отреагировал на свое имя, перепутал названия цветов), отдает фант - любую свою вещь. В конце игры фанты разыгрываются. Садовник отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» Садовник назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т. д.), игрок отрабатывает фант и забирает свою вещь.
Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

16. Кис-мяу

Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные типа: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый - совершить нехороший поступок. Например, дернуть за косичку или дать пинка.
Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Играли? :)

дети, развитие, main, детство, s_воспоминания, childhood, воспоминания, s_детство, society, игры

Previous post Next post
Up