«Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает - не расстраивайтесь: восход
солнца - это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время еще спит», -
Джон Леннон. Изображение:
steve, 2011 год
9 октября 2015 года Джону Леннону исполнилось бы 75 лет. Один из основателей группы «Битлз» трагически погиб от пуль своего поклонника Марка Чепмена в 1980 году. К юбилею певца Андрей Макаревич, Артемий Троицкий и Сергей Жариков дали эксклюзивные комментарии «Журналу ЖЖ» - о своём отношении к великому музыканту и поэту.
Лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич вспоминает:
Я помню, когда первый раз услышал «Сержанта Пеппера» (Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band - ЖЖЖ).Тогда мы на «битлов» очень рассердились - во-первых, из-за усов. Во-вторых, из-за того, что весь «харддейзнайтовский» драйв куда-то делся - не было ощущения, что тебе будто бы вышибает пробку из ушей. Потом только, через несколько дней, мы его распробовали и въехали. Оказалось, пробки по-прежнему вышибает - только с куда большей глубины.
Через пару лет мой одноклассник Игорь Мазаев принес мне Abbey Road («Машина Времени» уже существовала), поставил ленноновскую Come Together, и я не узнал, кто поёт - настолько они не держались за какую-то одну манеру! Правда, и запись была плохая. Вот когда они распались -
это было горе!
Что касается Леннона, то я считаю, что он сделал одну великую пластинку - это Plastic Ono Band 1970 года, всё остальное меня как-то не торкает.
И мне страшно понравились песни для «Антологии« (The Beatles Anthology - ЖЖЖ). Free as a Bird - фантастическая песня, Real Love - чуть послабее. Это потрясающая работа Джорджа Мартина, прежде всего. Он сумел из этих кусочков создать абсолютно битловский саунд, непередаваемую магию. Хотя я читал внимательно про то, какой это был адский труд - тональности подгонять и тому подобное. И, конечно, видно, что Free as a Bird Маккартни с Харрисоном дописывали вместе, то есть это была настоящая групповая работа. Все-таки они в первую очередь были группой.
Музыкальный критик Артемий Троицкий краток:
Отношение к Джону Леннону в среде поклонников рок-музыки было максимально трепетное - его у нас очень любили, наверное, больше остальных «битлов». Но, после того, как его убили, эта любовь переросла в настоящий культ - только ленивый не говорил «Леннон вместо Ленина».
Идеолог контркультуры
soz_data_ccount имеет альтернативную точку зрения на «битловское» творчество:
Как относились к Леннону? Никак. Поскольку «битлов» тогда ещё не делили. Это раз. Да, были битломаны, которые шли работать в ВИА, чтобы держать «кукиш в кармане». Это поколение шестидесятников. Совок, одним словом. Для которых Леннон-Маккартни примерно то же самое, что Окуджава-Высоцкий. А два это то, что рок начала 1970-х даже в СССР развивался уже как прямая оппозиция к попсовому дискурсу битлосов. Ни я, ни мои друзья никогда не любили Битлз и всегда смеялись над их почитателями. А Леннон со своей Йоко вообще воспринимались как клоуны, о Маккартни вообще речи не идёт.
Жанр, в котором музицировали «Битлз» - мюзикл. К року его относят исключительно маркетологи. Послушайте их сольники,- Леннона, Маккартни и Харрисона, - стилистически однообразно, скучное «лирическое» блеяние фальцетом, демонстрирующее бедность идей, но незаурядное композиторское мастерство у того же Маккартни, это да. Ну и что? Разве это важно в рок-музыке, где люди поднимаются лишь на одном блюзовом стандарте, как гениальный Хендрикс? Разве можно его сравнить с мужем одной сумасшедшей японки?